АЛЕКСАНДРА ИОСИФИДИ, солистка Мариинского театра, заслуженная артистка РФ

Талантливая солистка Мариинского театра Александра Александровна Иосифиди родилась в Ленинграде. В 1995 году, после окончания Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс Нины Сахновской), она была принята в труппу Мариинского театра. Уже больше 25 лет она танцует в Мариинском театре, с 2006 года — в качестве солистки.

В 2009 году она получила награду «Заслуженная артистка России».

В 2011 году она окончила педагогический факультет Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой по направлению «Хореографическое искусство» (магистр), и теперь она преподаёт в студии Дианы Вишневой «Context».

Почему балет? Что или кто подтолкнуло вас ходить на просмотр в АРБ? Вы мечтали стать балериной?

Мне всегда очень нравилась улица Зодчего России, на которой находится Академия балета им.А.Я.Вагановой.Хотелось узнать, что же там внутри этих прекрасных зданий так симметрично смотрящих друг на друга.И когда я узнала,что там проходит набор детей в школу балета, захотелось попробовать поступить.И в детстве на меня обращали внимания тренера спорта и педагоги танцевальных коллективов.Подходили на улице,в метро и приглашали в свои коллективы. Видели просто по внешности и выворотным ногам от природы,что я способная!

Сложно ли было учиться в такой строгой, известной академии в таком юном возрасте?

Когда я училась в Академии балета в младших классах мне казалось,что балет это легко и скучно.Мне давалось всё легко,стоять лицом к балетной палке было не интересно.Всё изменилось,когда наш класс взяла Нина Николаевна Сахновская. Она сама танцевала сначала в Михайловском,а потом и в Мариинском театре.Педагог дала понять,что балет,это титанический труд.Надо заниматься больше,чем написано в расписании уроков.Мы занимались постоянно дополнительно,шли в школьный театр или в любой свободный зал.

Какая личность/педагог оказали на вас наибольшее влияние?

Думаю,что именно Нина Николаевна Сахновская оказала на меня самое большое влияние. У вас долгая и выдающаяся карьера в Мариинском театре. Можете ли вы рассказать об особо памятном или глубоком моменте на сцене?

Я очень рада,что смогла выступить на юбилее Ольги Николаевны Моисеевой.Я не должна была танцевать в этом концерте,я заменила артистку получившую травму за три дня до выступления.Для меня было большой честь когда Ольга Николаевна предложила мне выступить.Я танцевала отрывок из балета «Легенда о любви» Это особо памятный для меня момент! Что больше всего приносит вам радость в профессии?

Большую радость мне приносит реакция зрительного зала на мое выступление.Когда зрители устраивают авацию,это большое счастье! Вы когда-нибудь испытывали эмоциональное выгорание? Что вас вдохновляет в трудные дни?

В трудные дни я стараюсь ещё серьезнее заниматься в балетном классе и усиливаю нагрузку,после балетного урока иду в свободный зал оставлю видеокамеру и повторяю движения которые надо усовершенствовать!Потом смотрю видеозапись и исправляю ошибки! Какая партия в балете художественно вас вдохновляет?

Я очень люблю партию «Заремы»в «Бахчисарайском фонтане»,эта роль драматическая.В ней очень много глубины,переживаний,эмоций! С каким балетным персонажем, (артистом или партией в балете) вы чувствуете ближе всего по душе?

Я думаю,что партия Заремы мне очень близка по душе. Это моя роль!

 
 
 
 
 

Вы провели всю свою карьеру в качестве настоящей петербургской балерины. Образование АРБ совершенно уникальное по сравнению с остальным балетным миром, и на самом деле существует очень много соперничества между «стилями» Большого и Мариинского театров. Какие, на ваш взгляд, отличительные черты петербургского стиля?

Я бы сказала,что в Мариинском театре танцуют очень тонко,графично,выверяя каждое движение,а в Большом театре больше свободы в танце.Это не значит,что в Большом танцуют как то не чисто технически.Я бы сравнила эти стили с городами.Петербург строгий,классический,а Москва большая,широкая,в ней больше свободы! Вы работаете в одном из самых больших и престижных театров мира с графиком спектаклей, который превосходит большинство других театров мира. Какие, по вашему мнению, сложности работать в таком огромном театре? Какие преимущества?

В Мариинском театре очень большая конкуренция.Очень много солистов и молодежи,которая тоже хочет попробовать себя в сольной партии.Поэтому приходится ждать месяцами ту или иную партию.Но зато в Мариинском очень обширный репертуар,очень много классический спектаклей,спектаклей Баланчина,Якобсона,Григоровича,Форсайта,Ратманского.И они не идут блоками,как на западе,неделю один и тот же балет,а каждый день новый спектакль.

Мариинский театр уже много лет является вашим домом. Как это чувствуется работать в родном театре?

За 25 лет работы в Мариинском театре,он мне стал конечно же родным.Я знаю там всё:костюмерный цех,бутафория,гримерные,балетные залы,не представляю жизни без театра!Когда приходишь к костюмерам, то они мне очень рады всегда говорят, как узнали что я буду танцевать сразу стали готовить костюм,проверять всё ли в порядке. Когда узнают бутафоры тоже очень рады ,что будут подавать мне ветку Мирты в балете «Жизель».

Я очень рада что ко мне такое отношение в театре.

Вы видели много изменений в театре. Как вы остаетесь в курсе изменений балетного мира?

Изменения мы видим благодаря разным балетмейстерам приезжающим к нам и солистам балета из разных стран.Очень интересно учится и смотреть как работают в других театрах. Вы танцевали много сольных и главных партий. Какой у вас подход к подготовке партии? Что помогает вам войти в образ?

Если партия такая как Зарема из Бахчисарайского фонтана,то тогда первым делом надо прочитать поэму Пушкина Бахчисарайский фонтан,почить воспоминания балерин которые танцевали этот спектакль и работали с балетмейстером этого балета.Смотрю фотографии,видеозаписи!Расспрашиваю балерин Мариинского театра,что они могут мне подсказать в этой партии нового.Стараюсь добавить что то своё,что ещё не у кого не видела. Быть артисткой балета в России связано с определенным уровнем престижа и ответственности. Вы чувствуете от этого какое-то давление/ответственность?

Конечно быть солисткой Мариинского театра это очень ответственно.Где бы я не танцевала,я всегда знаю что выходя на сцену я представляю Мариинский театр.И даже окружающии люди в разных городах и странах,говорят мне,да,сразу видно,что вы из Мариинского театра! Что ценно для вас в профессии артист балета?

Для меня ценно,чтобы зритель понял,что я хочу передать ему в танце,чтобы он понял через мой танец что хотел передать балетмейстер,показать как можно лучше его хореографию.Я очень люблю хореографию Леонида Якобсона и очень рада показать его шедевры зрителям! Вам удалось учиться у многих великих тренеров и педагогов в течение вашей карьеры. Назовите совет или замечание, которое запомнится надолго.

Пожалуй скажу словами Ольги Николаевны Моисеевой “Пусть они танцуют,а мы будем танцевать красиво”     Это о том что не переживаю,что сейчас не дали спектакль,пусть они танцуют,кому дали,а мы идём в зал репетировать и будем танцевать красиво! Лучше их!

 
 

Вы преподаёте в студии Дианы Вишневой «Context». Что, по вашему мнению, наиболее важно передать вашим ученикам?

Ученикам важно объяснить чтобы они получали удовольствие от того,что они делают! Как опытная балерина, что бы вы посоветовали молодым балеринам, только начинающим свою карьеру?

Сейчас молодым балеринам очень повезло,что они не стоят по 10 лет в кордебалете,а им сразу дают сольные партии!А это очень полезно постоять в кордебалете,сразу лучше начинаешь знать спектакль,когда уже в этом балете танцуешь соло.Хочется,чтобы они больше общались с опытными танцовщиками,не увлекались только техникой и задиранием ног,а читали книги,ходили в музее и не стеснялись подходили и спрашивали у опытных балерин советы и относились к ним с уважением! Вы мама двух дочерей, которые выросли, наблюдая, как вы танцуете. Влияет ли материнство на ваш подход к работе?

С рождением детей танец стал другим,в нем появилось больше свободы,ушёл страх сцены.Теперь большая ответственность за детей и когда с ними что то случается уже не можешь думать ни о чем другом. Что-то кроме балета, которым вы увлечены?

Когда нет спектаклей,я занимаюсь своими дочками!Одна ходит в музыкальную школу,а другая на бальные танцы. У них тоже есть выступления и конкурсы.Очень много времени уделяю подготовки к ним.

Какой ваш совет?

Мой совет: Повтори раз по сто,вот и будет просто!!!! Какие, по вашему мнению, некоторые из негативов балетного мира? Какие изменения вы хотели бы увидеть для следующего поколения танцовщиков?

Я хотела бы чтобы руководство балета от которого зависит дальнейшая творческая судьба,относилось ко всем одинаково и балетные партии распределялись равномерно,а не 20 партий одной балерине и не оной партии другой!Чтобы балерины не ждали месяцами свои роли. Чтобы вы сказали себе маленькой девочке сейчас?

Маленькой девочке сейчас я бы сказала не стоять в балетном зале и скучать а тянуть носок и развивать данные!

И, наконец, что бы вы сказали будущей Александре Александровне?

Александре Александровне я бы пожелала стать прекрасным педагогом и чтобы ее ученики стали прекрасными артистами и танцевали в самых лучших театрах  мира!

 
 
 
 

Переводила Нью Майри Элизабет.

Отредактировали Фотти-Кноулэс Мэдисон и Нью Майри Элизабет.

Фотографии предоставлены Наташей Разиной, Владиславом Макаровым, и Светланой Аввакум.

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 13 =