Балет и художественная гимнастика. В чем сходство и различие?

Балет и художественную гимнастику неизбежно сравнивают уже очень давно. Происходит это иногда исключительно по внешним признакам: гимнастки такие же стройные, как балерины; развитое тело, невероятная растяжка; красота и грация.

Кроме того, тесная связь балета и спорта заключается еще и в том, что в балет очень часто приходят из художественной гимнастики после нескольких лет занятий, например, с 5 до 11 лет, а в 11 приходят поступать в хореографическое училище уже с развитыми природными данными.

Но есть различия балета и гимнастики помимо того факта, что первое — искусство, а второе — спорт. Разберём некоторые из них.

Продолжительность карьеры

В профессиональной балетной школе учатся 8 лет, при этом наряду со спец. предметами осваивается общеобразовательная программа. Затем, получив диплом по профессии «артист балета», выпускники работают в балетной труппе.

Официально пенсия танцовщика наступает спустя 20 лет стажа, это примерно 38-40 лет (зависит от возраста на момент окончания школы). С наступлением пенсии многие артисты продолжают сценическую карьеру еще несколько лет, а затем работают педагогами-репетиторами или уходят в другую сферу деятельности.

 

Гимнастикой начинают заниматься очень рано, года в 4, некоторые позже. Через пару лет дети начинают участвовать в соревнованиях в своей возрастной группе. Дальше — больше… Приходится уходить на домашнее обучение, чтобы успевать достойно готовиться к соревнованиям. От усиленных тренировок даже самое здорово тело может дать сбои, и среди гимнасток серьезные травмы — частое явление, которое иногда даже становится поводом для смены деятельности.

Так, большинство спортсменок к 22 годам завершают карьеру, становятся тренерами или занимаются совершенно другими делами, не связанными со спортом, например, осваивают новые профессии, идут в шоу-бизнес (громкое имя во многом способствует тому, чтобы все сложилось).

 

Выворотность

Наверное, многие знают, что шпагаты в гимнастике и в балете различаются. Если в балете задняя нога на продольном шпагате всегда выворотная, потому что требуют «птичку», то в гимнастике колено и стопа лежат на полу.

 
"Птичка" - положение стопы, когда вытянутые пальцы смотрят вверх, премущественно в арабесках
«Птичка» — положение стопы, когда вытянутые пальцы смотрят вверх, премущественно в арабесках

В гимнастике можно наблюдать параллельные стопы, завернутые вращения: выворотности не уделяется такого большого внимания, как в балете. Балет в свою очередь немыслим без выворотности, и одновременно должны быть развернуты два бедра. Так построены все большие позы классического танца.

 
Продольный шпагат гимнастки, заднее колено направлено вниз
Продольный шпагат гимнастки, заднее колено направлено вниз

Музыкальное сопровождение

И балет, и гимнастика сопровождаются музыкой.

Разница состоит в том, что в балете нужно танцевать каждую ноту, как говорят артисты и педагоги, «танцевать музыку», соблюдать темп, попадать точно в такт, поэтому на репетициях имеют место многократные повторы одного и того же фрагменты. В балетной школе наряду со всеми предметами есть фортепиано и музыкальная грамота.

В художественной гимнастике музыка — фон для выступления. Элементы выполняются не строго под музыку, мелодия только создает настроение и атмосферу.

Артистизм

При всей технической сложности в балете актёрская составляющая остается решающей. Это спектакль, и артист играет в нем роль, поэтому он не может ограничиться только качественным исполнением па и туров, которые отработал на репетиции. Считается, что именно в артистичности, умении держать себя на сцене и покорять зрителя одним своим присутствием угадывается талант. Своим обаянием, внутреннем светом и любовью к танцу артист покоряет публику.

 
Балерина должна очаровывать зрителя своим обаянием
Балерина должна очаровывать зрителя своим обаянием

Если мы посмотрим выступления гимнасток на ковре, то увидим, насколько сложны элементы, которые они исполняют. Да, они не подчинены музыке, но это совсем другая природа исполнения. Артистизм уходит на второй план, потому что сначала — техника, ведь иначе элемент могут не зачесть.

 

В балете-низ, в гимнастике-верх

В балете с первых дней обучения в балетной школе, когда весь класс стоит лицом к станку и держится за палку двумя руками, педагоги следят за сохранением квадрата бедер и плеч. Это залог устойчивости, баланса, правильного построения позировок. Да, есть упражнения port de bras, но амплитуда небольшая. В балете корпус максимально статичен.

В гимнастике корпус очень подвижен. Кажется невозможным, что позвоночник может так сгибаться. Элементы, в которых демонстрируется гибкость, выглядят завораживающе. Гимнастика в этом смысле намного свободнее. Часто можно увидеть, как на прыжках в кольцо гимнастки сильно запрокидывают голову.

 

В последние годы балет очень часто подвергается обвинению в том, что все больше походит на гимнастику. Увеличивается амплитуда движения с каждым годом, и сложно представить, что сможет делать человеческое тело дальше. Во многом этот процесс происходит из-за социальных сетей: сейчас доступны личные аккаунты артистов балета и гимнасток со всего мира. Идет негласная «гонка»: кто выше сделает арабеск, кто устойчивее, кто скрутит больше туров, у кого больше провисает шпагат.

Молодое поколение воспитанников балетных школ неизбежно видит это все и старается повторить.

Педагоги, в частности, русской школы балета стараются все же сделать акцент на внутренней наполненности, объяснять ученикам с детства, почему это важно. Но и сами признаются, что балет — живое искусство, развитие которого не остановить. Но это уже другая история.

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 + пятнадцать =