Бедный Спартак

О чем вы думаете, когда слышите имя Спартак? Если о футбольном клубе, то тогда можете дальше не читать.

Если, же перед вами возникает образ вождя восстания рабов и гладиаторов, то возможно вам будет интересно. Хотя…

 

 

Когда-то, лет тридцать назад «Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва» входил в тройку ведущих балетных театров Москвы. Мне очень нравились шедшие в театре «Весна священная», «Сотворение мира», «Натали или швейцарская молочница», где первой исполнительницей заглавной партии стала несравненная Екатерина Максимова.

В театре свой творческий путь начинали такие выдающиеся артисты балета как: Маргарита Перкун-Бебезичи, Ирек Мухамедов, Галина Степаненко, Станислав Исаев, Владимир Малахов.

В этом театре, у Татьяны Николаевны Попко, я, будучи студенткой ГИТИСа (РАТИ), проходила практику.

Поэтому когда меня спросили хочу ли я пойти на спектакль театра — согласилась не раздумывая. И трех предложенных: «Лебединое», «Жизель», «Спартак», я выбрала последний.

Увиденное, как бы это сказать помягче, меня расстроило. Начиная с хореографии и заканчивая исполнением.

 

Зная, что основу репертуара составляют собственные постановки Касаткиной и Василёва, я была готова к совершенно новой для меня хореографии известного балета. Ведь балет, идущий в Большом, я знаю практически наизусть. А здесь, кроме оригинальной постановки, зрителю обещали еще и неиспользованные ранее музыкальные фрагменты партитуры и фантастические костюмы Елизаветы Дворкиной.

Да, безусловно, я увидела совершенно другую хореографию. Но уж слишком, на мой взгляд, эта другая хореография пропитана эротикой, слишком много половых танцев. В прямом и переносном смысле.

Но ведь балет «Спартак» не про это… так мне кажется…

 

 

Эту эротическую линию поддерживали и костюмы, особенно костюмы девушек: купальники, в которых хоть сейчас можно на пляж.

Причем в купальники были одеты не только куртизанки во главе Эвтибидой, наложницей Красса, но и девушки-легионеры.

 

Я понимаю, что в театре не хватает артистов мужчин. Но девушки в роли легионеров, с щитами и мечами, выглядят странно. Не менее странным и совершенно непонятным стал выход девушек в белых комбинезонах и с венками на голове в конце первого акта. Первая мысль — при чем тут виллисы. А Ульяшка спросила: «Кто это и зачем они тут?» Увы, ответить на вопрос я так и не смогла. Самой хотелось бы получить на него ответ.

 

Конечно, слыша знакомую музыку, я «танцевала» знакомые движения… Мне их очень не хватало. Все-таки знаменитая версия Юрия Григоровича крепко засела в моем сознании…

Динамичный, музыкальный, логически выстроенный… Всего этого мне не хватило в «Спартаке» театра Классического балета.

Возможно нам не повезло… В этот день у Игоря Цыганкова, исполнявшего Спартака, было первое выступление. Его Спартак был робкий и неуверенный в себе. Как такой человек мог поднять восстание понять сложно. Возможно ему, с его ростом, не хватало пространства. Ведь сцена Кремлевского дворца огромна, а ее зажали декорациями и диагонали прыжков получились кастрированными… А еще мне однозначно не хватало динамики и мощи…

На мой взгляд, в этой роли куда лучше смотрелся бы Николай Чевычелов, танцующий Красса. Великолепные легкие прыжки, харизма, выразительность. За таким не страшно пойти хоть в огонь, хоть в воду. А вот его Красса я скорее сравнила бы с Наполеоном. В первую очередь из-за роста. Хотя возможно это такая режиссерская задумка.

 

Но на фоне невысокого и худого Красса, Марина Ржанникова, танцующая Эвтибиду выглядела слишком большой, крупной и тяжелой. Ее прыжки совсем не отличались легкостью. Дополнительный объем и без того массивной фигуре добавлял все тот же раздельный блестящий купальник.

Правда 16 фуэте были выполнены великолепно.

Единственным «светлым пятном», лучом света в темном царстве, стала Алиса Воронова — Аврелия. В варианте Большого театра — Фригия. В противовес Эвтибиде — невероятно легкие прыжки, воздушность и хрупкость. На удивление красивым получилось знаменитое прощальное адажио Спартака и Аврелии. Без пошлости и кувыркания по полу.

 

Я понимаю, что получилось уж очень критично, но, увы… как есть…

Я ни слова не написала о кордебалете… Но честно говоря и писать-то нечего, потому что это было неровно и грязно.

После увиденного я шла домой и думала… Что и почему произошло в театре, некогда входившем в тройку лучших балетных театров Москвы. Отсутствие финансирования? Сильного руководителя?

Возможно, и того и другого.

The following two tabs change content below.

Анна Русских

С сентября 1987 и по настоящее время балерина в Большом театре России
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 5 =