Большой эксперимент: правда-ли, что дорогие кабели Nordost способны изменить звук обычной аудиосистемы?

Если быть честными, то, наверное, большинству из нас что-нибудь не нравится в звучании наших сетапов в той или иной степени. Каждый из нас сталкивался с ситуацией (а многие и всю жизнь с ней живут), когда тщательно подбираемые компоненты звучат не совсем так, как хотелось бы.

 
 

Проблема усугубляется тем, что компоненты, которые мы уже накупили, не так-то просто поменять: они либо нужны только нам, либо нужны кому-то за половину стоимости. Поэтому менять их – часто экономически нецелесообразно.

 
 

Аудиофилы, конечно, нашли решение проблемы – поговаривают, что кабели оказывают достаточно сильное влияние на звук вашей системы. Я решил разобраться с этим, чтобы понять: что происходит с системой, когда ты меняешь кабельную обвязку, какие кабели нужно менять в первую очередь и сколько они должны стоить по отношению к стоимости системы. До сих пор мало кто пробовал зайти так далеко в этом вопросе, как зашел я, и вот что мне удалось выяснить.

 
 

Условия

Во-первых, мне понадобилась такая аудиосистема, которая будет звучать нормально, но не идеально и при этом у неё должен быть потенциал, который теоретически смогли бы раскрыть кабели.

 
 

Во-вторых, мне нужен эксперт – человек, который много лет профессионально занимается инсталляцией аудиосистем и знает о кабелях всё.

 
 

В-третьих, сами кабели – чтобы по-настоящему убедиться в том, как они работают, нужны лучшие или одни из самых лучших в мире кабелей.

 
 

Система

И я собрал вам потрясающе парадоксальную систему, состоящую из: лучших полочных колонок Monitor Audio Gold 100 (170 тыс. рублей), интегрированного усилителя Arcam HDA SA20 (100 тыс. рублей) и невероятного хай-энд CD-проигрывателя Burmester CD Player 089 (1,8 млн. рублей), который и будет нам поставлять непревзойденный аналоговый сигнал, раскрывающий возможности системы.

 
 

Эксперт

Чтобы грамотно подойти к вопросу, у нас есть Олег Блажеев – один из лучших в этом полушарии специалистов по кабелям, «Мини-Ларс», как его называют, человек,сертифицированный лично Ларсом Кристенсеном – одним из основателей компании Nordost. Олег поможет мне не наделать ошибок и расскажет, как на самом деле правильно использовать кабели.

 
 

Кабели

Мы будем использовать одни из лучших в мире кабелей – американские Nordost, сделавшие в свое время революционный скачок характеристик, и которые, по мнению многих, превосходят любые другие, потому что опираются не на абстрактную эзотерику, а на четкие физические параметры.

 
 

Основные параметры кабелей заданы материалом проводников, их физическим расположением, материалом диэлектрика, уникальным для индустрии способом его интеграции с проводниками, геометрической однородностью и механическим демпфированием.

 
 

Кабели Nordost производятся для аудио индустрии уже почти 30 лет. Впервые о Nordost заговорили в 1991г, когда компания представила мировым аудиофилам свои плоские кабели, созданные по революционной технологии, до тех пор применявшейся ей только в проектах аэрокосмической индустрии. Что это за технологии, мы расскажем чуть ниже, а главное, – покажем, как же они работают для нашего восприятия музыки (см. часть 2).

 
 

Аудиофильские кабели Nordost – часть производимой продукции компании, наряду с уникальными кабелями для медицинской промышленности, авиастроения, и прочих высокотехнологичных отраслей «настоящей индустрии».

 
 

Как их делают

Трудно сказать, лучшие ли кабели для аудио делает Nordost – это, в конце концов, дело вкуса, но что можно сказать точно: такого оборудования и таких технологий нет ни у одной другой компании в мире. Удивительно, но до сих пор ни один производитель не может и близко подойти к уровню технологий Nordost и создать кабели с такими же совершенными электрическими параметрами.

 
 

Для изготовления своих суперкабелей американцы берут сверхочищенную медь с низкими допусками по диаметру, далее проводник химически очищается от окислов и прочих веществ и затем проходит ультразвуковую полировку поверхности до зеркального блеска. После полировки медь покрывают серебром и снова полируют до зеркального блеска. «Настолько гладкая поверхность нужна для того, чтобы сохранить максимальную скорость прохождения сигнала», – говорит Олег.

 
 

Хммм… а на хе для чего нам нужна эта скорость? Дело в том, что импульсные характеристики системы даже важнее частотных, но про это мы еще поговорим.

Кабели Nordost не выглядят настолько впечатляюще, как разные современные толстые «удавы». Наоборот, они плоские и довольно невзрачные на первый взгляд. Такая геометрия во многом обусловлена особенностью технологии производства – экструдированием (читай – вдавливанием) проводника в тефлоновый диэлектрик без малейшего контакта с воздухом, что не может повторить ни один производитель (многие пытаются, но если вы увидите кабель с тефлоновой изоляцией другого производителя, то здесь будет «тефлоновый ламинат» – продукт совершенно иного уровня).

Тефлон (фторопласт) – завидный материал для изоляции, у него весьма низкая диэлектрическая проницаемость, и, как следствие, – кабель с тефлоновой изоляцией обладает низкой ёмкостью. Кроме того, тефлон весьма прочен и при этом легок.

 
 

В Nordost все просто одержимы параметрами кабелей, которые зависят от идеальной геометрии системы проводник-диэлектрик на протяжении всей длины кабеля. Допуск – доли микрона.

На оборудовании действует постоянный лазерный контроль, и только плоский кабель можно нормально просканировать лазером. В случае появления отклонений моментально срабатывает гильотина и кабель отбраковывается. После этого на оборудовании приходится менять оснастку, которая стоит 300 тысяч долларов, поэтому в случае появления брака партия кабеля дорожает для производителя на эту сумму.

 
 

Кроме того, плоская геометрия означает меньшее электромагнитное взаимодействие между проводниками. Емкость и индуктивность такого кабеля во много раз ниже, чем у обычных кабелей. Именно индуктивность и ёмкость в кабелях – ваши враги, если, конечно, вы хотите слушать музыку максимально приближенно к исходному материалу.

 
 

Тут как раз и начинаются проблемы у неправильных кабелей, которые плохо справляются с импульсным сигналом (которым и является музыка) – высокая индуктивность неминуемо тормозит динамику, а высокая ёмкость за счёт разницы циклов зарядки-разрядки «конденсатора» на разных частотах неминуемо вносит фазовые искажения в исходный сигнал и несёт прямую ответственность за «кашу», которую мы часто слышим, пытаясь воспроизвести сложный музыкальный материал.

 
 

Меня позабавил тот факт, что хотя Nordost уделяет внимание качеству проводников и использует как медь, так и серебро хорошей степени очистки, но компания считает совершенно бессмысленным инвестиции в толстые проводники из меди или серебра сверхвысокой очистки, так как лишь порядка 5% энергии сигнала путешествуют в толще проводника, а все остальное идёт по его поверхности (серебро!), и её полировка и постоянство оптимальной геометрии системы проводник-диэлектрик играет более важную роль, чем степень очистки меди, по мнению фирмы, и именно за эту технологию платят покупатели.

 
 

Интересна фирменная технология Micro Mono-Filament – полированный до блеска проводник обвивается тефлоновой нитью с определенным шагом и потом экструдируется в тефлоновый диэлектрик. Олег рассказывает, что это нужно для того, чтобы у кабеля был минимальный фазовый сдвиг: на разных звуковых частотах разные фазовые соотношения. И этот сдвиг удается снизить, если проводник минимизирует контакт с диэлектриком (в идеале он вообще не должен с ним соприкасаться).

 
 

Благодаря тефлоновой нити, контакт с диэлектриком снижается до 20%, и 80% проводника оказываются подвешены в безвоздушном пространстве. Плюс сам по себе тефлон накапливает меньше всего энергии и минимизирует влияние на проходящий сигнал. Это позволяет избавиться от ухудшающих звучание наполнителей.

 
 

Любой кабель – это фильтр: у каждого кабеля есть емкость, индуктивность и сопротивление, и Nordost – наименее фильтрующие кабели. Они на 20% по показателям емкости и индуктивности впереди любых других кабелей. И в Nordost считают, что любая система заслуживает максимально нейтральные кабели, чтобы вы могли слышать особенную подачу ваших компонентов.

 
 

Итак, для того чтобы выяснить, что же на самом деле изменят кабели, мы пошли с самого начала, взяли продукцию двух линеек Nordost: младшей серии Leif от самых недорогих и прошлись до серии Norse, сделав нашу тестовую систему максимально парадоксальной, ведь на пике теста стоимость кабелей многократно превысила стоимость системы.

 
 

Но обо всем этом вы сможете почитать в следующей части, где я расскажу о том, как вообще нужно подходить к кабельной обвязке, с чего начинать, где всё это должно закончиться и что же в итоге я услышал.

Итак, теперь мы знаем почти всё, о том, как делают крутые кабели, и самое время переходить к нашей парадоксальной системе и её кабельной обвязке. В нашей системе всего три компонента – акустика, усилитель и CD-проигрыватель. Таким образом, для коммутации нам требуется акустический кабель и межблочный RCA – казалось бы, всего-то делов, но… нет.

Наш эксперт говорит, что одно из самых больших заблуждений и ошибок при построении системы в том, что практически никто не подходит к коммутации осознанно. «Если меняете кабели, то используйте концепцию, иначе черный сетевой кабель вам все испортит», – говорит Олег Блажеев.

 
 

Как всё происходило: слушаем фрагмент, меняем кабель, слушаем фрагмент еще раз на той же громкости, отмечаем разницу, при необходимости повторяем или идем дальше и т.д. Порядок на схеме ниже.

 
Не зацикливайтесь на изучении схемы, ниже всё расписано
 
Не зацикливайтесь на изучении схемы, ниже всё расписано

За точку отсчета берем звучание нашей системы именно с черными сетевыми кабелями. Акустические и межблочные кабели в системе Nordost White Lightning – самые начальные в серии Leif. В этой серии еще не применяется монофиламентная технология, но проводник также экструдирован в тефлон.

 
 

Я отмечаю, что звучание сейчас в целом очень хорошее, чистое, если не придираться, но суховатое на верхней середине, слишком яркое на верху диапазона, и не всё настолько утонченно, насколько это могло бы быть: высокое разрешение не ощущается по-настоящему живым. Звуку не хватает чего-то неуловимого, от чего хочется ахнуть.

 
 

Обескураживает, что на сложной музыке система иногда не справляется. Проявляется это эпизодически гудящими НЧ, легкой потерей четкости деталей заднего плана и некоторой сухостью ВЧ. Эти колонки я довольно продолжительное время слушал дома и знаю, что они могут звучать заметно круче и строить куда более впечатляющую сцену. Грешу на усилитель Arcam.

 
 

Первым делом ставим распределитель питания Quantum QBASE. Удивительно, но сразу отмечаю, что звук стал менее дискретный – ушла некоторая зернистость, которую можно было наблюдать на части звуков, и теперь они зазвучали более слитно. Звук стал чище и смягчился.

Сущность концепции QBASE – максимально короткий путь передачи тока, объединённый с топологией заземления типа «звезда», обеспечивающей так называемую «чистую землю». Не применяя никаких форм линейной фильтрации или активных цепей, мы сохраняем минимально возможное сопротивление питания.

1

Олег отмечает, что самый важный кабель именно тот, который идет от розетки в вашей стене, поэтому сначала меняем сетевой кабель от стены до распределителя питания с черного на Blue Heaven. Компоненты все еще остаются с черными сетевиками. Звук в целом становится более слитный и немного более комфортный.

2

Следующим шагом меняем сетевой Blue Heaven, идущий от стены до распределителя на следующий по классу Red Dawn. Отмечаю, что низ слегка собрался, уже заметно меньше гудения в сложных местах, больше тела. И вообще бас стал более очерченный.

 
 

3

Меняем черные сетевики, идущие к компонентам от распределителя питания на Blue Heaven. Вот и появляется первая драма в звуке, первые признаки вовлеченности. В звуке совершенно пропала резкость, появились черные паузы. Когда система звучит так, то мы начинаем отвлекаться от дел и слушать музыку.

На мой взгляд, именно здесь наступил порог, когда исправилась большая часть недостатков звука или они стали настолько незначительны, что ими можно уже пренебречь, и следующие этапы по большей части не исправляли огрехи, а именно поднимали уровень звучания.

 
 

4

Меняем акустические и межблочники White Lightning на Blue Heaven. Музыка теперь звучит еще более увлекательно за счет лучшей прорисовки окончаний и тонких послезвучий. Слух начинает отмечать всякие «вкусные» мелочи в мелодиях. Панорама, наконец, стала глубже.

Кстати, Blue Heaven – самые популярные кабели Nordost. Они любимы прессой и являются самыми продаваемыми кабелями Nordost вообще.

 
 

5

Меняем сетевой кабель у распределителя с Red Dawn на Heimdal. Это первый кабель из более старшей серии Norse. Появилось «мясо», в целом по всему диапазону отмечаю чуть более утонченную и слитную подачу. Лучше прорисовался бэк-вокал, локализация инструментов стала лучше.

 
 

6

Меняем сетевой кабель у распределителя с Hiemdal на Frey. Звук стал быстрее: прибавилось атаки, панч хлесткий и сочный, середина теперь заметно более телесная и живая.

 
 

7

Меняем сетевики у компонентов с Blue Heaven на Heimdal. Здесь мы уже полностью ушли с младшей серии Leif на Norse. Получаем еще больше динамики, телесности, воздуха и пугающе меньше колонок. Звук, кажется, потерял связь с акустикой и просто заполняет пространство передо мной.

8

Меняем акустические и межблочники Blue Heaven на Heimdal. Телесность возросла, детали стали интереснее, и длина ревербераций заметно возросла, атака местами просто пугающая.

Стоимость кабелей теперь (450 тыс. рублей) превысила общую стоимость усилителя и колонок (270 тыс. рублей).

 
 

9

Меняем сетевики компонентов на фиолетовые Frey. Послезвучия, кажется, начинают повисать в воздухе до бесконечности. Ловлю себя на мысли, что в звуке все больше появляется таких мест, от которых появляются мурашки.

10

Меняем акустические и межблочники Heimdal на Frey. Звук становится более глубоким и массивным, не потеряв мягкости в деталях, отмечаю, что бэк-вокал теперь кажется куда более эмоциональным.

В этом месте прозрачность звука такая, что я психанул начинаю требовать смены усилителя, потому что мне кажется, что он не отрабатывает крошечный диапазон на низах, кажущийся немного «замыленным», но Олег мне говорит: «Терпение, Женя, мы еще не закончили…»

 
 

11

Меняем акустические и межблочники Frey на Tyr. Эмоциональность и глубина музыки опять возрастают. Можно насладиться прорисовкой каждого отдельного звука, все они вплетены в целостную картину и не выпадают из общей музыкальной массы.

12

Меняем сетевой кабель у распределителя с Frey на Valhalla. Стоимость кабелей в системе достигла 1,3 млн. рублей. Звук уже давно стал таким, что ты и желать большего от этой системы не мог, но нет, Valhalla вбивает последний гвоздь в гроб моих предубеждений, еще больше собирает весь звук (включая то место на низах, где я услышал недостатки) и поднимает качественную планку по динамике и прорисовке нюансов.

И хотя результат смены каждого отдельного кабеля нужно внимательно «отлавливать» на слух, ведь изменения довольно субтильны и часто затрагивают только самые тонкие нюансы, но в итоге вы приходите к совершенно иному звучанию. Разница между звуком, с которого мы начали и тем, к которому пришли в конце, – просто гигантская. Это фактически две разные системы.

 
 

Удивительно, но рекомендация о том, что кабели должны стоить около 10% стоимости компонентов, совершенно бесполезна, ведь прирост качества звука за пределами 10-процентного барьера оказывается еще более существенным. Стереотип о пороге стоимости кабелей, после которого прирост качества звука останавливается, оказался разрушен.

 
 

Разумеется, здесь повисает драматический финансовый вопрос иди работай, но для меня в этом эксперименте главной задачей стояло выяснить, где нужно остановиться, когда ты взялся за кабели. Но, к сожалению, ответить я на него себе не смог, ведь разумной границы (кроме финансовой) я не встретил.

 
 

Тестовый сетап:

Колонки: Monitor Audio Gold 100 :: Усилитель: Arcam HDA SA20 :: Источник: Burmester CD Player 089 :: Кабели: Nordost (акустические, межблочные, сетевые) :: Консоль электропитания: Quantum QBASE Qb8 ::

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать − 18 =