Быть тренером – интересная работа

Художественная гимнастика сегодня — это не просто вид спорта. Это тандем искусства и спорта. Она не ограничивается силой, выносливостью и ловкостью. И перед тренерами стоит довольно непростая задача. Именно от них зависит, захочет ли ребенок заниматься спортом или забросит его. И именно они будут раскрывать его потенциал, подбадривать в трудные моменты и вести к победе.

Сегодняшнее наше интервью посвящено тренеру Земе Цховребовой, Президенту Федерации эстетической и художественной гимнастики Южной Осетии.

— Зема Лазаревна, поясните, пожалуйста, в чем отличие художественной гимнастики от спортивной?

— Начнем с того, что это абсолютно разные виды спорта. Я сама являюсь мастером спорта СССР по спортивной гимнастике. Спортивная гимнастика – это работа на снарядах, брусьях, бревне, опорный прыжок и вольные упражнения. А художественная гимнастика – это чисто женский вид спорта. Сейчас мужчины тоже стали заниматься художественной гимнастикой, но они еще не вышли на международную арену. Художественная гимнастика – это работа с предметами: обруч, мяч, лента, скакалка и булавы, работают и без предмета тоже. Также есть групповые и индивидуальные упражнения. Это очень женственный вид спорта.

Спортивная гимнастика считается очень сложным и травмоопасным видом спорта, хотя художественная гимнастика тоже стала очень сложной сейчас. Трудной стала из-за ужесточения правил художественной гимнастики и высоких требований к технике исполнения. Все развивается, все усложняется.

— Как художественная гимнастика стала частью Вашей жизни?

— У меня было больше данных для художественной гимнастики, но у нас не было тогда художественной гимнастики, поэтому я занималась спортивной гимнастикой и стала мастером спорта.

На то время была в сборной Грузии и поступила в один из лучших ВУЗов Советского Союза – это Грузинский государственный институт физической культуры, где на кафедре гимнастики мы обязаны были проходить художественную гимнастику тоже.

Я с удовольствием ходила на эти занятия и часто я выполняла упражнения лучше, чем художественные гимнастки, которые учились в отделении художественной гимнастики. У меня была мечта – открыть в Южной Осетии секцию художественной гимнастики. Но случилось так, что у нас началась война. И в те времена у меня не получилось открыть ее. Но, как говорится, всё, что должно случиться, случается. И вот я совершенно недавно опять вернулась в тренерскую работу. Теперь художественная гимнастика и эстетическая гимнастика стали неотъемлемой частью моей жизни. Наверное, это любовь к гимнастике. Я всегда хотела работать в этой сфере, и сейчас так совпало, что есть условия и большое желание работать.

— Как Вы стали тренером?

— Я всегда хорошо училась в школе, но в виду того, что я очень много времени проводила на сборах и соревнованиях, я как-то настолько была в спорте, в гимнастике, что я и не задумывалась о том, кем бы я ещё могла быть кроме, как тренером по гимнастике. То есть это был изначально

решённый вопрос. Хотя потом, со временем, обнаружилось, что у меня есть и какие-то другие способности, например, мне кажется, из меня бы получился хороший врач. И, кстати, мне хотелось стать спортивным врачом, но жизнь так распорядилась, что я стала тренером. Это мобильная, хорошая, интересная работа, которая мне нравится.

— Сколько лет Вы занимаетесь тренерской деятельностью?

— После возвращения в спорт, в сентябре 2018 года будет ровно 4 года, как я занимаюсь тренерской деятельностью. Когда я закончила ВУЗ, я работала в спортивной гимнастике хореографом, а сейчас – тренером художественной и эстетической гимнастики. То есть я развиваю два вида спорта: художественную и эстетическую гимнастику.

— А в чем различие между художественной и эстетической гимнастикой?

— Это совершенно разные виды гимнастики, о которых я в принципе, когда начала работать тоже очень мало знала.

Вы знаете, есть такое качество – способность, желание учиться, и если оно присутствует, то можно многому научиться. Когда я впервые увидела эстетическую гимнастику, то я просто полюбила ее очень сильно и принесла сюда этот красивый вид гимнастики.

Принципиальные отличия в этих двух видах гимнастики в том, что эстетическая гимнастика – это чисто групповые упражнения без предметов. И также существуют отличия в технике выполнения упражнений. Например, есть такой элемент в обеих гимнастиках, как волна, вот волна в художественной гимнастике и в эстетике выполняется по-разному, равновесия по-разному выполняются. И в эстетической гимнастике есть возрастные группы: 6-8 лет, 8-10, 10-12, 12-14, потом 14-16. Это юниорки, кандидаты в мастера и свыше 16 лет – это уже возрастная группа. В основном в них бывают взрослые, и даже замужние девушки с детьми, которые выступают и становятся чемпионками мира. Это очень хороший вид спорта для женщин, для девочек, он развивает все необходимые качества и бережёт здоровье. В эстетическую гимнастику включены также элементы художественной гимнастики, есть элементы балета, акробатики.

— В чем заключается задача тренера по гимнастике?

— Главная задача тренера – это всегда показывать хороший результат. Ведь спорт – это не физкультура. Отличие физкультуры и спорта заключается в том, что физическая культура направлена на развитие здоровья, всестороннее развитие, а спорт – это деятельность, направленная на подготовку к соревнованиям и реализацию всего, что мы разучили на соревнованиях, то есть показывать результат.

Тренерская работа заключается именно в этом, чтобы мы показывали результат. Но, помимо этого у тренера по гимнастике очень много обязанностей. Мы обязаны, чтобы наши дети помимо того, что мы их учим упражнениям и так далее, мы их еще и воспитываем.

Я всегда говорю, что гимнастика – это особенный вид спорта для девушки, для девочки. Мы учим их быть организованными, быть опрятными и они всегда отличаются своей осанкой, походкой, умением вести себя в обществе. Во всяком случае, я всегда этому их учу и, когда мы ездим на соревнования, в транспорте, в гостиницах мы бываем, то порой к нам подходят люди без лукавства и говорят «спасибо» за то, что вот такие у нас дети воспитанные.

Основная задача тренера – показывать результат.

— Какие минусы и плюсы Вы можете назвать в этом виде спорта? В какой степени этот спорт травмоопасен?

— Мне кажется, что в художественной гимнастике сплошные плюсы. Потому что и художественная гимнастика, и эстетическая – это лучшие виды спорта для девочки. Есть одно сожаление, не все девочки могут заниматься на профессиональном уровне, художественной гимнастикой особенно. В художественной гимнастике очень жесткий отбор. То есть девочка должна быть длинноногая, очень гибкая, очень эмоциональная, подвижная и т.д. Очень много таких моментов, которые необходимы для того, чтобы был результат.

Заниматься могут все, но для того, чтобы гимнастка вышла на высокий уровень, там нужны особые данные. А что касается минусов, то родители часто говорят о том, что дети много времени проводят в зале и устают. А какой вид спорта без этого? Конечно, все виды спорта, и гимнастика в особенности, требуют большой отдачи, мобилизации сил. Здесь нельзя, чтобы ребёнок был расхлябанным. Я всегда говорю о том, чтобы дети приходили всегда организованными, красиво одетыми, чистенькими. Это уже показатель того, что этот ребёнок думал о гимнастике, когда он был дома.

А насчет травмоопасности: страдает спина, потому что нагрузка идет очень большая на спину и на голеностопы. Но этот вид спорта не самый травмоопасный.

— Интересно, а какие качества развивает художественная гимнастика?

— Художественная гимнастка – это, прежде всего, голова. То есть она должна пока думать, а потом все остальное. Невозможно сделать упражнение по художественной гимнастике, если ребёнок не умеет концентрировать внимание. Должны быть организованность, артистичность, эмоциональность и самое главное – терпение. Огромное терпение должно быть у ребенка. Терпение ещё должно заключаться в том, что ребенок должен знать, что ему нельзя, допустим, кушать что-то, он должен знать, что если у него тренировки, то он должен стараться не пропустить их. Только те дети, которые в приоритете выбирают тренировки, художественную гимнастику, могут добиться серьёзных результатов, только из этих детей что-то получается.

— Какие распространённые ошибки допускают начинающие тренеры?

— Самая распространенная ошибка у начинающих тренеров по гимнастике – это напугать ребёнка. То есть они сразу начинают делать какие-то сложные упражнения. Ребёнок должен полюбить гимнастику. Вот когда он полюбил гимнастику, потом можешь уже с ним делать всё, что хочешь.

А также ошибка тренера заключается в том, когда мы натаскиваем на результат. Если ты не научил основным элементам и начинаешь с того, что ты хочешь, чтобы твой воспитанник уже выступал, это неправильный путь. Самая распространённая ошибка – это когда тренер хочет быстрого результата

— За что Вы любите гимнастику?

— Гимнастику я люблю с детства. С детства мне очень нравилось тренироваться, заниматься, выражать свои эмоции с помощью гимнастики, показывать результат. Мне всегда нравились движение, красота.

А сейчас я ее люблю настолько, что не могу никак представить свою жизнь без гимнастики. Гимнастика занимает большую часть моей жизни. Хотя у меня большая семья. Раньше я не

понимала, когда американские актеры рассказывают о своей семье и говорят, спасибо моей семье за то, что я стал обладателем «Оскара» и так далее. А сейчас я их понимаю. Спасибо огромное моей семье за терпение и понимание.

Беседу вела Алана Цахилова

Источник: http://south-ossetia.info/byt-trenerom-interesnaya-rabota/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:
  • 13
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семь + девятнадцать =