Где учиться балетной критике…и зачем? Театроведческие факультеты.

Любопытный зритель постоянно переосмысливает искусство и излагает мысли и впечатления в интернете, СМИ.

Началось это очень давно — в 1779 году в газете «Санкт-Петербургский вестник», в которой была опубликована статья о театральных представлениях в России.

Критика — своеобразный способ познания искусства. Балетная критика охватывает всю жизнь балетной труппы театра, его настоящее и прошлое. В балете неизбежны сравнения, а для этого нужно знать не только день сегодняшний. Для того, чтобы составить грамотную рецензию, критик должен иметь не столько литературный слог, сколько насмотренность, знание всех артистов и манеры их танца, а также широкий кругозор, выходящий далеко за пределы сцены: книги, фильмы о балете разных лет.

 
Художник Апазидис Димитрис
 
Художник Апазидис Димитрис

Кто он — балетный критик?

Определенно, человек насмотренный. Этому нигде не учат, нужно тратить свое свободное время, смотреть, изучать, сравнивать. Процесс бесконечный!

Нужно ли специальное образование? Не помешает! Филологическое, театроведческое, журналистское, хореографическое? Возможно.

Считается, что человек, который изнутри знает искусство танца, может давать самые достоверные оценки о хореографических произведениях. Ведь он был их частью, учил наизусть лексику танца, не раз видел в исполнении коллег.

Но возникает другая проблема — умение писать. Говорят, что нигде не учат писать, даже на факультете журналистики. Так, навык написания текстов нужно развивать дополнительно, возможно, получив другое образование, либо иметь способность от природы.

А, может быть, балетный критик будет говорить? Например, заведя свой собственный канал на YouTube. Но очень важно, ЧТО говорить. Здесь огромную роль играет специальное образование. Оно оставляет след академичности, грамотности восприятия, воспитывает вкус.

 
Художник Апазидис Димитрис
 
Художник Апазидис Димитрис

Где учились некоторые балетные критики

Чтобы стать балетным критиком, можно быть журналистом, при этом знать и любить балет, самообразовываться бесконечно: по мере того, как ставятся новые спектакли, снимаются документальные фильмы, меняются руководители театров.

Но есть учебные заведения, где, возможно, не учат писать тексты, но учат понимать театр, балет.

Например, известнейший театральный критик Вадим Гаевский окончил театроведческий факультет ГИТИСа.
Борис Львов-Анохин — Ленинградский театральный институт Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств).

Вера Красовская — ученица Агриппины Вагановой, была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала Вера Михайловна совсем недолго, и уже в 1951 году окончила театроведческий факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского. Красовская — автор множества статей о балете. Она блестяще владела словом, но вместе с этим знала изнанку балета как артистка, и это позволило ей стать великим искусствоведом, известным не только в России, но и за рубежом.

 
Художник Апазидис Димитрис
 
Художник Апазидис Димитрис

Где учиться балетной критике в Санкт-Петербурге и Москве?

  • Академия русского балета им. А.Я. Вагановой

Конечно, первой в голову приходит «колыбель» русского балета — Академия Вагановой. Где же еще учиться критике балета, если не в старейшей балетной школе?

В 1995 году именно Вера Красовская основала здесь кафедру балетоведения.

Сегодня это Педагогический факультет, направление «Искусство и гуманитарные науки», профиль «Хореографические исследования и балетная критика». Такого узкого профиля подготовки балетоведов больше нет нигде в России.
Бюджетных мест мало, не более 9 каждый год, столько же — с оплатой обучения.

Для поступления необходимы результаты ЕГЭ:

  • История
  • Русский язык
  • Литература

Вот некоторые специальные предметы будущих балетоведов на первом году обучения:
анализ балетного спектакля,
теория драмы,
анатомия и основы медицины,
история литературы,
эстетика, балетная критика,
балетная терминология,
история хореографии,
история музыки,
классическое балетное наследие,
история театрального дела.

 
Художник Апазидис Димитрис
 
Художник Апазидис Димитрис
  • Российский институт сценических искусств (РГИСИ)

Для поступления необходимы ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также письменное творческое испытание и устное собеседование.

Эта учебная программа охватывает знания о разных направлений театра: драматический, оперный, балетный, зарубежный театр, а также историю кинематографа.
Учебный план включает в себя и дисциплины общегуманитарного цикла: философия, иностранный язык, психология и педагогика.

  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС)

Для поступления — ЕГЭ по русскому языку и литературе, творческое испытание и собеседование.

Из специальных дисциплин на театроведческом факультете ГИТИСа преподают:
историю театра России,
основы сценической речи,
историю театральной критики,
историю музыки и музыкального театра,
организацию театрального дела,
театральную семиотику,
зрелищную культуру Античности,
зарубежный театр,
историю кинематографа.

 
Художник Апазидис Димитрис
 
Художник Апазидис Димитрис

Зачем нужна балетная критика?

Чтобы дать возможность зрителю понять данный вид искусства.

Балет — элитарный вид искусства, и для просмотра балетного спектакля зрителю необходима минимальная подготовка: ознакомиться с кратким содержанием, узнать имена и статус солистов, а в ходе спектакля следить за действием и сопоставлять с содержанием.

Балетная критика анализирует хореографические произведения настоящего по образам и канонам, проверенных временем. Оценка выступлений сегодняшних артистов выделяет новые имена, успех и неудачу, это выступление будет вписано в историю,

Балетный критик формирует общественное мнение. Поэтому статья должна быть максимально профессиональной, за суждениями и высказываниями должно стоять образование, многолетний опыт просмотра балетов, знание психологии артистов балета, понимание жизни балетной труппы изнутри. И на этом фоне обозревая творчество, которое выше перестановок в руководстве, слухов и домыслов.

Источник -> https://zen.yandex.ru/media/vsemballet/gde-uchitsia-baletnoi-kritikei-zachem-teatrovedcheskie-fakultety-5dad73e21e8e3f00b0dea709

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 15 =