Как рождался российский персональный Hi-Fi, или История MyST Audio

Давайте познакомимся. Меня зовут Роман и я один из основателей российского производителя наушников MyST Audio. По моей нескромной оценке, мы стояли у истоков российского персонального Hi-Fi, и я хочу рассказать, как все зарождалось и развивалось.

Никакой мистики

Сразу отвечу на часто задаваемый мне вопрос — что означает слово MyST? Откровенного говоря, ничего не означает. Это просто слово, которое легко произносится, запоминается, пишется как кириллицей, так и латиницей, а также раскладывается для сочетаниями с другими словами — в частности, с нашим магазином mycroft.su. Если вам хочется, можете считать, что эта аббревиатура для My Sound Tech или Mycroft Sound Teaser.

Как часто случается, рождение бренда MyST было не одномоментным фактом, а эволюционным процессом. Все родилось из простой торговли с параллельным накоплением опыта и мыслей о том, как и что можно было бы сделать лучше. Или хотя бы по-своему.

Как ни странно, все начиналось не с аудио. Фирма, на базе которой позже появилось производство, создавалась под дистрибуцию фотонакопителей Hyperdrive. Но в какой-то момент частичная смена владельцев и, как следствие, интересов привела к переходу на торговлю аудиотехникой в 2010-м году. Причем весьма специфической на тот момент — портативным Hi-Fi.

Китай и слабослышащие

Тогда это направление было рискованным. Внутри страны мало кто знал о том, что рынок портативного Hi-Fi существует, да и за рубежом число фирм, выпускающих дорогие внутриканальные наушники, можно было сосчитать на пальцах. И почти все они занимались слухопротезированием. Любопытный факт: в основе моделей для современных меломанов лежат наработки, предназначенные для слабослышащих.

В те времена о портативных Hi-Fi-плеерах и мечтать не приходилось. Самые продвинутые ходили с рекордерами Sony, M-Audio, Tascam или Marantz. Обычный покупатель слышал разве что о CD-плеерах Sony или iRiver. О внутриканальных наушниках дороже 500 рублей основная масса населения рассуждала как о несусветной ереси.

И в этот момент мы занялись портативным звуком. Думаю, благодаря нашим усилиям, относительно широкой аудитории в России стали известны марки HiFiMan, Colorfly, Yuin, Sleek Audio, Kleer, Phonak (наушники) и другие. Крупные поставщики не верили, что на «китайский подвал» со странными именами (как тот же HiFiMan) будет спрос. Ныне крупные компании, собирающие по всему миру мало-мальски известные портативные бренды, еще семь лет назад смеялись над нами и думали, что тема не взлетит — все будут пользоваться iPhone и Sennheiser CX 300.

Сложно было объяснить людям, почему китайские плееры такие дорогие и чем они отличаются от «телефонов с музыкой». Многие не допускали мысли, что китайский ноунейм окажется лучше по звуку, чем западные бренды, да еще и стоит дороже 50 долларов. Слом парадигмы от полного неприятия до признания (а порой и обожествления) произошел за 5–6 лет.

В начале деятельности стало очевидно, что у китайцев странное представление об аудиотехнике. Допустим, надежность на начальном этапе можно было «понять и простить» — сложно ожидать, что подвальный Китай (даже если он делается на заводах, смежных с производством iPhone) сразу будет образцом надежности и стиля. Однако — странное дело — с постоянным ростом цен и увеличением количества моделей рост качества звука не наблюдался. Скорее, наоборот.

Пришло понимание, что для большинства китайских фирм звук в аудиоаппаратуре не имеет существенного значения. Не скажу, что беда это исключительно китайская, но у них она особенно выражена. Или это заметно, потому что сам рынок на 90% китайский.

Почему так произошло, сказать трудно, но рискну предположить. Когда выпускались первые плееры и наушники, разработчики ориентировались на тот самый, абсолютно никем не занятый рынок меломанов, которым требовался качественный звук в дороге. Опытный меломан знает, что хороший звук стоит дорого — и готов за него платить.

Первая волна товаров пошла хорошо, и что ни говори, а Китай умеет работать быстро и покладисто подстраивается под клиента, если тот платит. Поэтому требования первых покупателей оперативно удовлетворили. А дальше произошел «сбой». Марки стали узнаваемыми, аудитория расширилась, и компании попросту не поняли, где мнение профильных клиентов, а где типовые требования масс, когда продукт познают через сравнение герц и мегапикселей, даже если это мясорубка.

Разработчики подумали: раз 10 тысяч отзывов требуют «лучше экран» и только один твердит про звук, значит надо делать плееры с качественным экраном — и таких надо произвести 10 000 штук. А с более качественным звуком — одну штуку. Само собой, в единичном экземпляре плеер делать никто и не пытался — вместо этого взяли один из тиража и чуть-чуть «допилили», чтобы в описании он казался лучше качеством. Ключевое слово тут — в описании. Так как очень часто технически топовые аппараты ничем не отличались от бюджетных, за исключением упаковки и красивого корпуса.

И что печально: новые устройства, которые потом выходили и несли на себе отпечаток High End — как по позиционированию в рекламе, так и по цене — на самом деле так и не сдвинулись в сторону звука. Все обновления остались развитием темы «экран лучше».

Кстати, вы ошибаетесь, если думаете, что внедрение балансных усилителей — это ответвление в сторону звука. Это классическое «больше равно лучше». Был один усилитель, а стало два. Как мегапиксели в телефонах, которые лучше зеркалом, потому что у них разрешение больше.

Такое поведение компаний проявилось практически сразу, но поначалу выражено было слабо. Рынок еще не был насыщен — и модели жили по несколько лет. Вдобавок появлялось много новичков, которые не могли выпустить сразу что-то «крутое и современное», поэтому обходились без страз и красивой упаковки. До сих пор почти у всех китайских производителей лучшие модели — самые первые. Так, легендой у HiFiMan стал HM801.

К слову сказать, HiFiMan HM603 заработал куда больше баллов репутации и фанатской базы, чем все последующие плееры вместе взятые. Hidizs после выпуска AP100 воообще не сделал ни одной модели, которую заметили бы меломаны. Colorfly, конечно, выпускает весьма специфические плееры, но до сих пор самым нашумевшим остался C4Pro.

iBasso DX50/90 славились оптимальными размерами, неплохим качеством и прошивкой. Cayin N6 — до сих пор лучший среди того, что производил Cayin. А если вспомнить Lotoo Paw Gold, который до сих пор среди лидеров вне зависимости от цены — то становится как бы нечего и добавить.

На мой взгляд, ни один из выпущенных плееров так и не приблизился к своим старшим собратьям. И не то, чтобы по соотношению цены и качества — они даже не пытались догнать их хотя бы по звуку без оглядки на ценник. Исключения, конечно, есть. Та же QLS делает продукты на редкость осмысленно. Не часто, но метко. Соревноваться на рынке с таким противником очень не просто — мы следим за их плеерами и рекомендуем нашим покупателям. Но увы, это единичные случаи, и общей картины они не меняют.

Мы

Собственно, этот «фон» и стал одной из причин зарождения нашего бренда. У меня инженерное образование и есть «доступ к мозгам и рукам» (наследие знакомств по небезызвестной Бауманке). В общем, поговорка «хочешь сделать хорошо — сделай сам» оказалась актуальной.

И мы сделали. Благо, в тот момент не было большой конкуренции — рынок только рождался. Какое-то время мы пытались совмещать дистрибьюцию и производство, но в определенный момент поняли, что одновременно выполнять обе функции не сможем. Китай наращивал количество товарных позиций с чудовищной скоростью и параллельно столь же солидно наращивал ценник. Закупать линейки полностью у нас уже не было ни финансов, ни желания, так как большинство новинок не удовлетворяли нас по качеству звука и надежности.

Поэтому, когда очнувшиеся вдруг крупные дистрибьюторы сделали нашим китайским партнерам предложение, от которого те не могли отказаться — мы особо и не расстроились. В конце концов, освободившиеся ресурсы полезнее было пустить на собственное производство и разработку новинок. Вот тогда и началось наше увлекательное путешествие в мир производства собственной аудиотехники.

Практически все, кто знаком с брендом и общается в наших группах в соцсетях или на форуме player.ru, ассоциируют MyST исключительно со мной лично. Отмечу однако, что я «один из» основателей компании, магазина, производства и, по совместительству, главный идеолог бренда, вокруг которого сейчас и концентрируется вся работа. Все же считаю правильным вести разговор не от одного лица, а от всей команды.

Прежде всего, это мой напарник по развитию бизнеса — Максим Никитин. На виду он появляется реже, но участвует в работе не меньше моего, хоть и делает это «в тени».

Третьим ключевым лицом в деятельности компании стал человек, которого мне повезло найти по каналам старой доброй Бауманки. Имени этого человека я принародно называть не буду, так как он сам пожелал остаться неизвестным. Но малая известность не означает малый вклад. На самом деле на гигантском опыте этого человека, а также на его научно-производственных связях и держится само существование бренда.

Вы можете удивиться, зачем я обо всем этом? Обычно, рассказывая о достижениях компании, стараются упомянуть «передовые наработки», «уникальные технологии» и тому подобное. Не спешите. На самом деле, я как раз этим и занимаюсь — просто для понимания всех наших особенностей требуется и видение общего фона «полотна», на котором рисуется картина.

Три секрета

Любые решения никогда не принимаются единолично только мной или любым из моих партнеров по развитию (хотя у инженера достаточно большая степень свободы, но оно и понятно — без его инициативы не будет продукта вообще). Конечно, иногда у кого-то из нас рождается мысль, которая впоследствии становится ключевой. Но!

Давайте честно — как пример, можно, конечно, сказать, что «Маск сделал ракету», но мы ведь понимаем, что он сам и заклепки в ней не сделает. А если сделает, то она сломается при первом же полете. Поэтому грамотные люди и говорят «SpaceX» а не «Маск».

Так и в нашем случае: приписывать слишком большую ценность просто вовремя выраженной мысли, на фоне гигантского труда, который потом за ней следует — не совсем честно и правильно. В общем, первая наша супер-технология — коллективный разум.

Второй нашей особенностью назову нетипичный для нынешних времен подход к созданию продукта. Мы живем в мире, где описание продукта значит больше, чем его реальные возможности. В нашем же производстве мы идем от обратного. Тогда как обычная практика — использование «модных технологий» (без разницы, как они повлияют на конечный результат). У нас же обратный приоритет. Мы закладываем в ТЗ результат, а какими именно методами его достигнем — дело второе.

Например, создание изодинамических наушников-затычек закрытого типа — те самые, неповторимые IzoEm. Требовалось создать портативные наушники, разрешение которых было бы не достижимым никакими иными методами. Мы понимали, что для этого потребуется запихнуть в корпус IEM полноценный широкополосный изодинамический излучатель. На тот момент ни у кого в мире такого не было!

В итоге, мы нашли технологию — изодинамический излучатель в закрытом корпусе внутриканальных наушников, и результат — высокое разрешение. Проблем в этом продукте пока осталось немало, но и потенциал развития большой. Если доведем до конца, то понятие качественного портативного звука перейдет на планку-две выше. Ничего из ныне существующего даже близко не стоит по возможностями к изо-затычкам.

Третий пункт в нашей философии — оптимизация. Мы — небольшая компания, и у нас нет ресурсов на освоение «новинок технологий», которые генерируются каждые полгода. И занятость у нас такая, что позволить себе разбираться с потоком проблем, возникших у людей, мы не можем. Нам приходится делать устройства так, чтобы они работали всегда и во всех условиях. Просто, без танцев с бубном при установке модного, но не распространенного интерфейса или разъема.

Если видим, что старая, проверенная, надежная как молоток технология до сих пор удовлетворяет нашим требованиям — предпочтем использовать именно ее. И надо сказать, это прекрасно работает. У нас практически не бывает такого, чтобы у покупателя что-то не заработало, не соединилось, не распознавалось и т.д. Любое наше устройство, любого года производства можно взять и подключить практически к чему угодно — и оно с высокой степенью вероятности будет работать. Максимум, что может потребоваться — это какой-нибудь проводок-переходник.

Может показаться, что подобный подход ведет к потере качества, так как старое обычно хуже нового. Но это ошибочное мнение. Те, кто так думают, забывают, что технологии не существуют сами по себе — они всегда существуют исключительно в контексте задачи, для которых их создают. Молоток — тоже устаревшая технология, и что с того? Важна не технология, а то, что она дает в итоге.

Нескромно заявлю, что, например, наши комбайны на «устаревшем» 20-битном AD1862 подключенным к обычному ноутбуку по «допотопному» SPDIF уделает 99,99999% новомодных устройств, на чем бы они не были собраны, как бы и к чему бы не были подключены и сколько бы бит не использовали по разрешению, детализации и отработке атак.

Честные 18–20 бит всегда будут работать лучше, чем рекламные 24–32. Особенно если учесть, что «железного» звука не то что 32 бит, даже 24 бит — вообще не существует. Файлы — бывают. А реальные ТТХ в железе на выходе — дай бог до 20 бит пусть хотя бы дорастут. Поэтому гнаться за новым только потому, что оно новое, мы считаем не то что лишним — глупым.

Нет секретов

Раз зашла тема «уникальных технологий», в которых обычно и кроются «секреты мастерства бренда», могу от своего лица выразить наше общее мнение о них.

В мире НЕТ ни одного секрета, ни у одного из ныне существующих брендов, который не был бы известен любому старшекласснику, увлекающемуся радиотехникой хотя бы на уровне чтения статей в интернете. А если этот человек еще и поступил в институт на профильный факультет электроники, то для него вообще секретов быть не может.

На самом деле, последним открытием в аудио было внедрение цифровой записи данных, и как следствие — введением в него таких устройств как ЦАП и АЦП. Но было это так давно, что о каких-то секретах, недоступных широкой массе инженеров (в том числе и самоучек), давно уже и речи нет.

К тому же, они не изменили основы аудио. Спору нет, они подняли качество записи и хранения данных, повысили удобство копирования и передачи. Но, как инженер, могу сказать: подъем качества можно было обеспечить и аналоговыми способами — для этого не обязательно было вводить цифру. Но цифра удобнее как носитель данных, с ней проще работать — с этим не поспоришь.

Тем не менее, глобально сути она не изменила! Все остальные-то составляющие остались те же самые! Акустика как делалась, так и делается на излучателях, изобретенных столетие назад. Даже новомодные изодинамические или арматурные излучатели. Усилители мощности тоже не глобально изменились за последние полвека, если не больше. По крайней мере, их идеология построения.

Что гигант индустрии типа Sony, что энтузиаст-гаражник — все пользуются одними и теми же технологиями, но на разном уровне производственных мощностей. И не важно, сколько патентов за ними стоит. Когда вы читаете про уникальные технологии в наушникостроении или про фирменные технологии в усилителях, то можете быть уверены, что вы можете и сами выдумать около пяти таких технологий, если недельку посидите на кухне с паяльником или даже просто с дрелью.

Например, вы могли бы создать около десятка своих аналогов технологии S-Logic от одного известного производителя наушников. Для этого потребовалось бы просверлить дырочки в экране между динамиком и ухом в тех местах, которые вам придутся по вкусу. Изменения звука, полученные таким образом, уже можно патентовать, так как их влияние невозможно отрицать — и их нельзя получить любым другим методом. То есть можно. Но тогда звук будет немного другим, а это… уже тянет на другой патент.

Впрочем, винить производителя за это сложно, так как современный массовый покупатель слушает устройства глазами! Просто сказать: «наши устройства хорошо отлажены, и звучат отлично, приходите слушать» — уже недостаточно. Широкой массе обязательно требуется упоминание уникальных разработок, иначе он не может понять, за что он платит. Его так воспитали.

Он уже не знает, что должен получить, какой результат. Он считает, что результат сам собой следует из описания покупаемых технологий. И ему не важно, что именно стоит за этим описанием. Действительно ли большой труд в разработке или банальные дырочки.

Так что отчасти производители вынуждены выдумывать разные красивые названия своим настройкам, даже если сами понимают бестолковость данного занятия. Им надо выглядеть не хуже конкурентов. Впрочем, не отрицаем — большая часть делает это исключительно для того, чтоб на ровном месте поднять ценник в разы. А то и на порядок.

Мы же не тратим время на выдумывание красивых названий для банальной настройки устройств под задачу. Мы их просто настраиваем так, как считаем нужным, исходя из нашего понимания того, что такое качественный звук. Иными словами, наш секрет и наша секретная технология — это идеология и упорство в ее реализации в конечном устройстве.

Мой совет: меньше обращайте внимания на описания товара, больше старайтесь услышать его самостоятельно. И не стоит уделять большое внимание имени и новизне технологий. У богатых брендов больше возможностей для производства, но у них нет никаких уникальных секретов, которые были бы известны только им. Мало того, помните: чем больше «контора», тем больше в ней инерции и тем больше приходится платить «за имя».

Вспомните, например, что те же самые арматурные наушники в Sony начали осваивать через годы после того, как ими вовсю занялся Китай и даже Вьетнам! Мониторы по слепку уха уже давно закрепили за собой относительно небольшие фирмы, не имеющие широкой линейки продукта.

Изодинамические наушники возродили на рынке не Sony, не Sennheiser, не Phillips, не Beyerdinamic, а «какой-то там HiFiman». А одним из самых известных производителей плееров стали опять же не Sony, а Fiio и Astell&Kern, которых еще несколько лет назад вообще не существовало.

То же самое можно сказать о Audeze — где они были еще несколько лет назад, до того, как стали одним и самых известных производителей изодинамических наушников в мире?

А изодинамические наушники-затычки? В мире буквально два-три, может, четыре уникальных динамика, которые в них используются. Один-два китайских, имени которых вообще никто не знает, и один — наш российский, используемый в IzoEm!

Ах да, есть еще изодинамик в наушниках-затычках от Obravo, но он «работает» исключительно на высокочастотный диапазон — кажется, от 3 кГц. Т.е. практически не участвует в генерации основных гармоник и тонов — эту роль отводят обычному динамику. Тем не менее он есть. Итого, 3–4 динамика — и ни один из них не принадлежит ни одному из гигантов индустрии и их патентам.

Вот, пожалуй, и все что я могу сказать о том, что такое MyST, какие идеи лежат в его основании. Я надеюсь, что читатель этих строк поймет, что наша главная задача не в создании красивого описания для производимых устройств, а в создании самих устройств, которые покупатель обязательно послушает перед приобретением.

И если он все же выберет наш продукт, тот проработает так долго, как только возможно, и не потеряет своей актуальности ни завтра, ни через пять-десять лет. Как не теряют своей актуальности некоторые легенды, о которых фанаты помнят и через много лет после прекращения производства.

Источник -> stereo.ru

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × 2 =