Непедагогические заметки…

За последнее время тема «Педагог-ученик» в тех или иных вариантах поднималась неоднократно.

Как разглядеть в ученике талант и как его не угробить.

Взаимоотношения учеников и педагогов.

Ну и все в рамках балета.

Сразу оговорюсь — я не высказываю оценочное суждение. Здесь не о плохих и хороших: педагогах и учениках. Просто делюсь историей.

Не секрет, что чем раньше ты начал заниматься балетом, тем лучше. В училище, в первый класс, принимают в возрасте 11 (раньше в 10) лет. Хотя бывали случаи когда балетом начинали заниматься намного позже и достигали высоких вершин. Пожалуй самый известный пример — Асаф Михайлович Мессерер, который начал заниматься балетом в 15 лет.

Не знаю, возможно ли сейчас такое в Москве. Но вот в Бразилии, в школе Большого театра, возможно.

Лусио было уже 14 лет, когда он переступил порог балетной школы. Причем впервые о школе Большого театра в Жоинвиле он узнал всего за год до этого, когда в компании других мальчишек пришел в нее «на экскурсию».

Его одноклассники были как минимум на два года младше. Лусио повезло он попал в хорошие руки Ильи Осиновского. В прошлом Илья артист Большого театра и педагог-репетитор Кремлевского балета.

На второй год класс взял Николай Загребин — тоже бывший артист балета Большого театра. В середине года было решено перевести Лусио в третий класс, так как и по возрасту (в первую очередь) и по успехам он опережал своих одноклассников. Так Лусио впервые попал в мой класс.

По началу ему было трудно. Представляете — перескочить на целый год. И это в начальных классах, когда закладывается база. Но Лусио справился. И третий класс он заканчивал с четверкой. А может быть и с пятеркой. Сейчас уже не помню.

После экзамена. 3 класс. 2005 год. Бразилия, Жоинвиль
После экзамена. 3 класс. 2005 год. Бразилия, Жоинвиль

А дальше… С начала нового учебного года этот класс взял приехавший Бразилию еще один бывший артист Большого театра Дмитрий Афанасьев. Николай и Илья, к сожалению, вернулись в Россию. А я взяла пятый класс мальчиков, который до этого вел Николай.
И вот в середине года, на полугодовом экзамене встает вопрос об отчислении Лусио из школы. Дмитрий поставил ему да!!!

Для многих в школе, и в первую очередь для Лусио, это было шоком…

Не помню, кому пришла в голову идея перевести его ко мне в пятый класс. Снова перепрыгнуть через год. Причем год важный. Ведь в четвертом классе закладывается база для больших вращений. Помню только наш разговор с Лусио, который очень просил взять его к себе.

Лусио справился и с этими трудностями, очень быстро догнав своих новых одноклассников. И экзамен за пятый класс сдавал на ровне со всем: делая большие туры и туры в воздухе. Как вы понимаете ни о какой двойке и речи уже не шло.

После экзамена. 5 класс. 2006 год. Бразилия, Жоинвиль
После экзамена. 5 класс. 2006 год. Бразилия, Жоинвиль

К сожалению, я вынуждена была вернуться в Россию. Но через полгода приехала в Бразилию в гости… Друзей и знакомых за четыре года у меня появилось много.

Приехали мы в июле, как раз когда в Жоинвилле проходит фестиваль балета. Честно скажу, увидеть такой высокий уровень балетных школ я не ожидала. Особенно меня поразили школы Рио и Сан-Пауло.

Сейчас не помню кто, кажется Conservatorio da Danca, показывали первый акт балета «Раймонда». Я давно не видела такой выучки и такого профессионализма. Большой театр отдыхает. Пятые позиции, повороты головы, танцующий корпус. Артистки кордебалета все как одна делали по два-три пируэта. Для меня это стало открытием и даже шоком. Все же знают о бразильском футболе, но никто не говори о бразильском балете. А тут я увидела, что он есть!

Но самой большой неожиданностью стало для меня желание Лусио и еще нескольких моих бывших учеников уйти из школы Большого театра и поехать учиться в Рио. И это в середине года. В середине шестого класса.

Как я их не уговаривала остаться, ребята все-таки уехали.

До 2010 года он учился у Жоржа Тешейра, после чего был принят в труппу Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Ему было 19 лет.
За пять лет учебы он освоил программу восьми классов. И надо сказать очень хорошо освоил.

Conservatorio Brasileirj de Danca/ 2009.
Conservatorio Brasileirj de Danca/ 2009.

Через два года из кордебалета он был переведен в Первые Солисты.

Еще через год уехал в Сан-Пауло и почти пять лет танцевал в Companhia de Dança. В его репертуаре были современные и классические спектакли. А среди ролей: Меркуцио и Ромео в «Ромео и Джульетта», Тореадор и Базилио в «Дон Кихоте» и многие другие.

Ромео и Джульетта. Джон Кранко. Teatro Municipal do Rio de Janeiro/2011.
Ромео и Джульетта. Джон Кранко. Teatro Municipal do Rio de Janeiro/2011.

Потом год он был солистом в «Ballet Nacional Sodre», которым руководит знаменитый Хулио Бокка. Затем сезон танцевал в Театре Landestheater в Зальцбурге. А сейчас его можно видеть на сцене театра оперы и балета в Дортмунде, где он работает с августа прошлого года.

Ромео. Балет Ромео и Джульетта. Джон Кранко. Teatro Municipal do Rio de Janeiro/2011.
Ромео. Балет Ромео и Джульетта. Джон Кранко. Teatro Municipal do Rio de Janeiro/2011.

В этом году Лусио отметит свое тридцатилетие и десять лет балетной карьеры.

Собственно, к чему это все…

В данном случает жизнь расставила все по своим местам.

Мне остается лишь пожелать дальнейших успехов своему ученику.

Репетиция. Вариация из балета Щелкунчик. 2013 год.

P.S. Никогда не ждала и не жду благодарностей. Но очень приятно, когда ученики пишут: «Você faz parte da minha carreira, obrigado por sempre me apoiar!». («Вы часть моей карьеры, спасибо за то что всегда поддерживали меня»).

 После экзамена по народно-сценическому танцу. 2006 год. Лусио второй справа. )))
После экзамена по народно-сценическому танцу. 2006 год. Лусио второй справа. )))
The following two tabs change content below.

Анна Русских

С сентября 1987 и по настоящее время балерина в Большом театре России
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 + 16 =