Почему мир отказался от КВАДРО музыки?

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3533963/pub_5f32da79ea1ae74181c43ae6_5f33257f4ee58329d35b0b52/scale_2400

Стерео звук уже 65 лет широко применяется в мире, а формат квадро записи звука потерпел крах. Причем этот крах был неожиданным для всех производителей. Чтобы понять причину немного окунемся в историю.

Сохранившийся факт первого использования стерео эффекта в звуке относится к 1881 году. Тогда для посетителей электровыставки в Париже поставили кабины, где в наушниках можно было слушать оперу в стерео режиме. В городской опере установили 2 микрофона и по двум телефонным линиям звук передавали раздельно на два наушника. Посетители выставки были в восторге, но записать звук возможности не было.

В начале 20 го века постоянно проводили эксперименты по записи стерео звука, но все технологии были слишком дорогими и сложными.

 
Схематично о моно звуке и стерео
 
Схематично о моно звуке и стерео

Как ни странно, первой серийной стерео аппаратурой стал магнитофон, который появился гораздо позже проигрывателя грампластинок. В 1955 году американская фирма RCA начала выпуск стереомагнитофонов.

 
 

Через три года, в 1958 году, наладили выпуск стереофонических грампластинок и стерео проигрывателей.

Почти 10 лет стерео и моно шли параллельно, совершенно не мешая друг-другу. Моно позиционировалось как дешевая аппаратура для бедных, а стерео -выше качеством для более толстых кошельков.

В конце 60х годов производители решили начать выпуск аппаратуры с квадро звуком. Причем не потому, что они такие хорошие и несут культуру в массы, а элементарное желание заработать. Расчет был простой: стерео удалось внедрить, не сразу, не быстро. но все таки внедрили. Так же потихоньку и квадро приживется, а продавать его можно еще дороже чем стерео.

Для записи квадро звука нужно 4 канала. В стерео магнитофоне это уже есть (2 канала в одну сторону+2 канала в другую сторону)

 
блог магнитных головок магнитофона и схема дорожек на магнитной ленте
 
блог магнитных головок магнитофона и схема дорожек на магнитной ленте

Стерео магнитофон с минимальными переделками превращается в в квадро магнитофон

 
 

А вот с проигрывателями виниловых пластинок дело обстояло гораздо сложнее. Звук нарезается на виниловой пластинке в виде канавки, где каждая сторона канавки это отдельный звуковой канал

 
Грампластинка под микроскопом
 
Грампластинка под микроскопом

Для еще 2х каналов места нет. Пришлось пойти на хитрости: Японская фирма JVC и американская RCA предложили интересный стандарт CD-4 (Compatible Discrete 4 или Quadradisc ).Суть стандарта в следующем: на каждый канал стереопластинки записывается полоса частот от 20 Гц до 40 кГц. В свою очередь, эта полоса делится на два канала с 20 Гц до 15 кГц это фронтальные стерео каналы, а на полосу с 18 кГц до 45 кГц посредством модуляции переносятся тыловые стерео каналы. Тип модуляции FM-PM-SSBFM («частотно-фазовая с одной боковой полосой»-если я правильно расшифровал ).

 
 

Другой стандарт «Stereo Quadraphonic» разработали в Columbia Records. На обычные стерео дорожки записывалась комбинированная информация состоящая из сигнала фронтальных каналов и тыловых со сдвигом фазы на 90 градусов. Стандарт был плох тем, что затухание между каналами составляло всего 3 дБ. Позже удалось увеличить до 12 дБ, но это все равно очень плохой показатель. Возникали трудности декодирования после передачи комбинированного сигнала по эфиру.

Никому из производителей не хотелось оказаться в стороне от дележа «квадрофонического пирога» и все рьяно принялись разрабатывать и выпускать все новые и новые модели квадро усилителей

Квадро ресиверов
 

 

Квадро магнитофонов

 

Квадро комбайнов

Даже инертная радиопромышленность СССР изготовила опытную серию проигрывателей «Феникс -002 -квадро» , усилителей и катушечных магнитофонов высшего класса «Юпитер -квадро» и даже специальных наушников Электроника ТДК-3 ”КВАДРА».

Да и за рубежом ажиотажа не было. Производители потратили уйму денег на рекламу «супер-пупер» качества нового стандарта звука, но продажи шли вяло. Причины, на мой взгляд, три: отсутствие единого стандарта по вещанию и грамзаписи, высокая цена и низкий эффект от прослушивания музыки в квадро формате.

В итоге почти 10 лет раскручивания, сотни моделей высококлассной аппаратуры и тихое свертывание стандарта. Даже появление нового стандарта Dolby Digital 5.1 ситуацию не изменило-многие побаловались домашними кинотеатрами и благополучно забыли. Увы, нет потребности в 3D записях у широких масс покупателей.

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − пять =