Редчайший катушечный магнитофон Маяк-005 Стерео. Аппарат, который не пошел в серию.

Ни для кого не секрет, что перед тем как выпустить модель в серию, создавался прототип, который либо дорабатывался и шел в производство, либо ложился на полку. Также были пилотные выпуски моделей небольшими тиражами (от 10 до 100 штук). Количество отложенной и забракованной техники было велико. Что-то из-за дороговизны производства и нерентабельности. Были и откровенно неудачные модели. Но были и отложенные из-за отсутствия технических возможностей заводов-изготовителей. К сожалению, многие модели так и не увидели свет. Что-то утеряно по происшествии лет, что-то осело по частным коллекциям. Об одном таком аппарате, который находится в частной коллекции, мы сегодня поговорим. Катушечный магнитофон Маяк — 005 Стерео.

Этот аппарат находится в коллекции Валерия Еремина, известного коллекционера редкой советской винтажной техники. Валерий более 10 лет собирает различную редкую технику и его коллекция довольно внушительная и разнообразная. Таких аппаратов не видело 99 процентов населения нашей страны из-за ее дороговизны и редкости.

Из довольно скудной информации в интернете можно отметить следующее:

«По одной из версий этот экспонат принадлежал главному инженеру. Выпущено было до 20 шт аппаратов Маяк 005 Стерео. Судя по заводской документации аппарат подготовлен к выпуску в 1982г. Судя по проработке плат и элементов конструкции, Маяк-005-стерео мог бы вполне пойти в серию, но что не срослось не понятно. Интересные моменты. Аппарат сделан на том же предприятии, что и Маяк-010. Свидетельства тому: — плата приемника дистанционного управления абсолютно одинакова с Маяк-010; — ручки регулировки громкости на наушники идентичны Маяк-010. По конструкции. ЛПМ комбинированный: — плита выполнена из стального листа; — блок головок установлен на литой стол; — три двигателя отечественного пр-ва, прямой привод. В отличие от всех известных мне отечественных катушечников, установлены: — доп. обводные стойки с роликами между натяжителем ленты и катушками; — на обводных роликах стоят маховики)) По платам — блочно-модульная конструкция.»

Это все рассказывает о магнитофоне его владелец.

Аппарат с беспроводным пультом на ИК-лучах
Аппарат с беспроводным пультом на ИК-лучах

Получается, следующее. Магнитофон был выпущен пилотной версии в количестве до 20 штук в 1982. Но в серию не пошел, по стечению некоторых обстоятельств (дороговизна производства, отсутствие комплектующих, отсутствие технических возможностей завода-изготовителя). Ну и, судя по всему, вся партия разошлась между работниками завода и руководителями. И в глаза его толком и не видели. Аппарат очень интересен. Попробую по крупицам собрать о нем информацию для полноты конструкции.

Осмотрим аппарат внешне. Красив. Оформление в духе японской техники 70-80х годов. Он очень похож на Pioneer, Akai или Sony. Я думаю, конструкторов и дизайнеров вдохновляли эти производители и их модели тех лет. Передняя панель выполнена из полированного алюминия, боковые накладки из дерева. Алюминиевые кнопки, стрелочные индикаторы — это все прекрасно. Видно , что аппарат хорошо продуман конструкторами. С внешним оформлением все более-менее понятно. А что же с функционалом?

Головки Маяк 005
Головки Маяк 005

А тут самое интересное. Как можно видеть из видео и фотографий, аппарат идет с пультом дистанционного управления. И судя по отсутствию проводов и наличием приемника ИК-сигнала на передней панели. он беспроводной. Давайте глянем на органы управления воспроизведением. Тут мы видим кнопки перемотки, воспроизведения, остановки и паузы. А что это за кнопка с надписью Реверс? Да, аппарат с автореверсом. И это 82 год! Фантастика. Под кнопками управления воспроизведением, мы можем увидеть селекторы, переключающие источники с которых идет запись: верхний отвечает за выбор между микрофоном или звукоснимателем, а нижний — за выбор между радиоприемником, радиотрасляционной линией и звукоснимателем. Соответственно, селекторы контролируют 2 входа: номер 1 и номер 2. Входы расположены на задней панели магнитофона. Тут же расположились входы для микрофонов.

Описанная выше блочно-модульная конструкция тут представлена модулями магнитофона
Описанная выше блочно-модульная конструкция тут представлена модулями магнитофона

Под стрелочными индикаторами записи расположились кнопка выбора скорости записи и воспроизведения. Их 2: 19,05 см/сек и 9,53 см/сек. Чуть левее расположился регулятор общего уровня записи и кнопки отвечающие за включение/выключение левого и правого каналов.

В левой стороне передней панели вверху расположились кнопки включения/выключения питания магнитофона, кнопка включения/выключения ДУ и кнопка Поиск. Ниже расположился селектор, отвечающий за воспроизведение. Тут всего 4 режима: режим стерео, режим моно, воспроизведение с левого канала, воспроизведение с правого канала. И общую картину дополняет выход на наушники с раздельным регулированием левого и правого каналов.

Техническая документация, которая шла с магнитофоном, находящимся в коллекции В.Еремина
Техническая документация, которая шла с магнитофоном, находящимся в коллекции В.Еремина

Вот короткое видео, о том как выглядит магнитофон. К сожалению, нет видео, показывающее его работу.

В итоге, резюмируя, мы имеем неплохой катушечный магнитофон высшего класса, которые похоронила наша промышленность. Мотивы непонятны. К сожалению, мы уже о этом не узнаем. Купить эту модель практически нереально ввиду ее дичайшей редкости (выпущено всего около 20 экземпляров), да и думаю, цена вас неприятно удивит. Остается только наслаждаться его красотой, смотря на фотографии и видео. А ведь мы могли составить неплохую конкуренцию японским и европейским аппаратам этой моделью. Но не смогли…

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четырнадцать − 13 =