Самые долгие балетные карьеры

Конечно же, многим из вас знаком пример Майи Плисецкой, балетная карьера которой в Большом театре растянулась на пять десятилетий. Конец карьере балерины в БТ положило громкое решение Юрия Григоровича уволить ее и 5 других артистов (среди которых Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова) в 1988 году. На тот момент Плисецкой шел 63-й год.

 
 

Хорошо ли поступил Григорович, плохо ли? Нравится кому-либо смотреть на 62-летних балерин или нет? Каждый для себя ответит сам. Но факт в том, что карьера Майи Михайловны не является рекордной по продолжительности. Как известно, она и впоследствии выходила на сцену — и на восьмом десятке, и на девятом (и вроде как даже собиралась танцевать на свой 90-летний юбилей). Тем не менее, были и есть артисты, которые точно также не могли жить без танца и растянули свою карьеру на долгие годы (а некоторые — на всю жизнь). О них и пойдет речь.

Огюст Вестрис. В 18-19 веках если кто и танцевал долго, то это мужчины. Одним из таких долгожителей на сцене был Вестрис, звезда Парижской оперы. Именно ему приписывают техническую революцию в мужском танце, когда в моду стали входить многочисленные пируэты и высокие полетные прыжки. Эта революция привела в итоге к тому, что на мужчин-танцовщиков стали смотреть не иначе, как на циркачей, и постепенно, под гнетом общественного давления, они перестали танцевать (было это примерно в 30-х годах 19 века), выполняя в основном партнерские функции. Такое положение стало меняться лишь в 20 веке.

 
Огюст Вестрис
 
Огюст Вестрис

Вестрис завершил свою карьеру в 1816 году в возрасте 56 лет, сосредоточившись на преподавании. Среди тех, кто прошел через его школу, немало громких имен, среди которых Мариус Петипа, Жюль Перро, Август Бурнонвиль, Карло Блазис и т.д. Однако и далее он периодически выходил на сцену в качестве танцовщика. Последнее такое появление датируется то ли 1835 годом, то ли 1836-м (информация разнится), когда ему было, соответственно, 75, или 76 лет. На сцене Парижской оперы он танцевал со звездой Марией Тальони. То был ее бенефис, вместе с престарелым мастером они танцевали гавот и менуэт. Причем призван был этот номер затмить Фанни Эльслер, соперницу последней, что в итоге и удалось.

Феликс Кшесинский. Отец одной из величайших балерин в истории сам был заметным танцовщиком, в основном характерного танца. В 1851 году по приглашению Николая Первого переехал из Варшавы в Петербург, где с того момента и танцевал. Среди его коронных номеров была, естественно, мазурка. Кому, как не поляку, совершенно танцевать этот танец?

 
Отец и дочь Кшесинские, 1898 год
 
Отец и дочь Кшесинские, 1898 год

Танцевал Кшесинский почти всю жизнь, за что получил прозвище «Мафусаил балета». Известно, что на свой 75-летний юбилей на сцене Мариинского театра он танцевал уланского полковника в балете «Привал кавалерии». Там исполнял мазурку вместе с Марией Петипа, дочерью Мариуса Петипа. В мимических ролях он выходил и в более позднем возрасте. В 1901 году, в 78 лет, он исполнил роль царя нубийского в балете «Дочь Фараона». Этой же ролью завершил свою карьеру в 1903 году, т.е. ровно в 80 лет. В 1905 году его не стало.

Дочь, Матильда, унаследовала от предков долгожительство (в т.ч. и балетное). Тут следует оговориться, что еще в возрасте 33 лет она уволилась из Мариинского театра, заключив контракт на разовые выступления. Последний раз выходила на сцену в качестве танцовщицы в 1935 году в благотворительном концерте на сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне. Ей было 64. Ну а прожила она 99 лет. Здесь, надо полагать, сказались гены деда, Яна Кшесинского, прожившего 106 лет и умершего даже не своей смертью («угорел», как написала в своих мемуарах балерина).

Николай Гольц — один из самых знаменитых танцовщиков 19 века в России, ученик Шарля Дидло. Талант его проявился достаточно рано, а в 22 года он пришел в труппу Императорских театров, где сразу стал солистом. Танцевал он до самой смерти, т.е. до 80-ти лет. Его сценическая жизнь была сколь долгой, столь и богатой на события. Довелось ему танцевать и с зарубежными звездами романтического балета — Фанни Эльслер и Марией Тальони (с последней танцевал в паре более 200 раз).

 
Николай Гольц
 
Николай Гольц

Описываются и курьезные случаи из его карьеры. Так, в 1870 году 70-летний Гольц стал частичным виновником гибели балерины А. Прокофьевой. Во время одной из репетиций тюники последней загорелись от газового рожка рампы. Один из свидетелей для того, чтобы потушить пламя, попытался снять шубу с Гольца. Тот, однако, не позволил этого сделать.

Павел Гердт. Это обрусевший немец был одной из самых значимых фигур русского балета второй половины 19 и начала 20 веков. Балетовед-философ Аким Волынский назвал его одним из 3 столпов русского балета того периода (наряду с Мариусом Петипа и Христианом Иогансоном).

 
Павел Гердт
 
Павел Гердт

Так получилось, что он танцевал главные мужские партии во всех премьерах всех значимых балетов того периода. Это и «Весталка», и «Талисман», и «Спящая Красавица», и «Щелкунчик» (в нем, правда, он танцевал Принца Коклюша — персонажа, изначально танцевавшего знаменитое па-де-де с Феей Драже), и «Лебединое озеро». Танцевал и Абдерахмана в «Раймонде».

Последний раз выходил на сцену в 1916 году в возрасте 72 лет, умер — в 1917. Т.е., его карьера длилась без преувеличения всю жизнь.

В 20 веке мужчины и женщины поменялись ролями: теперь уже балерины стали делать многолетние карьеры. Вот несколько примеров.

Лидия Соколова (настоящее имя которой — Хильда Маннингс) была первой англичанкой в составе труппы «Русского балета» Сергея Дягилева. По его же предложению (или требованию?) сменила настоящее английское имя на русское. Одно время училась у самой Анны Павловой. В труппе «Русский балет» пробыла до самого ее роспуска в 1929 году в связи со смертью Дягилева, при этом 5 раз оттуда уходила и каждый раз возвращалась.

 
Лидия Соколова
 
Лидия Соколова

Здесь нужно сделать оговорку, что после распада дягилевской труппы она, вернувшись в Англию, больше преподавала, чем танцевала. Однако последний ее танцевальный выход состоялся, когда ей было уже 66 лет.

Марго Фонтейн. Конечно нельзя не упомянуть и ее, т.к. карьера этой дамы балета продолжалась до 60 лет. Она, вообще-то, собиралась вроде уходить раньше, в 42 года. Но тут объявился Рудольф Нуреев, встал с ней в пару, и тем самым продлил ее сценическую жизнь еще на 18 лет.

 
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев
 
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев

Были, кроме страсти к танцу, и более прозаические причины, почему Фонтейн танцевала так долго. Прежде всего, деньги: ей необходимо было содержать своего мужа, Тито Ариаса, который вследствие покушения оказался прикованным к инвалидному креслу.

Алисия Алонсо. Знаменитая кубинская балерина, выступавшая по всему миру (в т.ч. и в СССР), и ставшая матерью кубинского балета, танцевала до 65 лет.

 
Алисия Алонсо
 
Алисия Алонсо

Более того, почти всю жизнь она боролась со слепотой, причем отмечалась критиками, несмотря на свой недуг, как одна из самых техничных танцовщиц. В момент своего последнего выступления на Гаванском Фестивале Балета в 1986 году, была уже полностью слепой. Ну и отличилась долгожительством не только на сцене: умерла в конце 2019 года в возрасте почти 99 лет.

Ну а следующие артистки до сих пор в строю, хоть их возраст и стремится к 60 годам.

Изабель Герен

 
 

Бывшая этуаль Парижской оперы, одна из любимых балерин Рудольфа Нуреева, повесила было пуанты на гвоздь в 2001 году, в 40 лет, однако вновь вернулась к танцу в возрасте 53 лет. На данный момент ей 59, и «она в танцах».

Алессандра Ферри

 
 

Перерыв делала и эта итальянская звезда мирового балета, правда, не такой существенный. В 44 года, в 2007 году, Ферри вроде завершила карьеру, устроив грандиозный прощальный тур по всему миру, однако вскоре поняла, что не может жить без танца, и вернулась к выступлениям в 50 лет (2013 год). Одно из последних выступлений состоялось в конце августа нынешнего года на фестивале Armonie d`Arte.

Нина Ананиашвили

 
 

Продолжает выходить на сцену и советская и грузинская прима мирового балета, хотя по возрасту — ровесница Ферри. Впрочем, сама балерина говорит, что «Как ты себя чувствуешь, столько тебе и лет. Лично мне 27 лет. Больше никак не выходит». При этом надо отметить, что танцует Ананиашвили именно классику, выходя, например, в партии Одетты-Одиллии.

Так что, вполне возможно, что список, так сказать, «шестидесятников», вскоре пополнится.

Ну и нельзя не упомянуть о шведском тандеме танцовщиков-хореографов-супругов в лице Матса Эка и Аны Лагуны, которые до сих пор выходят на сцену.

 
 

Так, в декабре 2019 года они танцевали на фестивале «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге (балеты «Память» и «Топор»; в последнем Лагуна танцевала с другим партнером). На данный момент Эку — 75, Лагуне — 66. А ее постоянному в прошлом партнеру, Михаилу Барышникову — 72, и он также время от времени напоминает о себе.

Кстати, матери Матса Эка, также балерине и хореографу Биргит Кулберг, станцевавшей в его постановке «Старуха и дверь», было на момент этого спектакля 83 года.

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

тринадцать − 11 =