ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

Художественная гимнастика, бесспорно — один из самых красивых олимпийских видов спорта. Российская школа художественной гимнастики, унаследовав советской и, непрерывно развиваясь, является признанной законодательницей мод, мировым лидером в этом виде спорта.

Прежде всего, наличие сильной школы, традиций, преемственности делают художественную гимнастику такой привлекательной для родителей и детей. Сравнительно недавно занятия художественной гимнастикой были доступны далеко не всем. И это еще мягко сказано: отбор в секции и школы был очень строгий, а тренировочный процесс предполагал уверенную положительную динамику результатов. Теперь ситуация во многом изменилась: успешно работают частные клубы, школы и студии, открыты коммерческие отделения при ДЮСШ и ДЮСШОР. Ребенок может не обладать яркими врожденными данными, не стремиться достичь максимальных результатов, а просто заниматься априори красивой и полезной (на любительском уровне – точно) физической практикой, которую ему будут преподавать тренеры ведущей школы мира…

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

О художественной гимнастике СпортКоманде рассказала Изабелла Мельцер, мастер спорта, выпускница РГУФКСМиТ, директор и главный тренер центра художественной гимнастики «MIG».

Изабелла Леонидовна, в ваш вид спорта приходят за красотой и грацией, в первую очередь, а какие физические качества развиваются в процессе, с каким багажом человек остается после нескольких лет занятий, пусть и не достигнув серьезных спортивных успехов?

Прежде всего, это гибкость и координация! Особенно последнее ощущается долгие годы, практически всю жизнь, и это очень полезное, практичное качество. Развитию силы, быстроты и выносливости уделяется большое внимание — без этих качеств невозможно осваивать нашу технику. Особо надо отметить, что у нас музыкальный вид спорта: чувство ритма, такта воспитывается с первых занятий, также как и артистизм, ведь наши соревнования – маленькие спектакли, где необходимо продемонстрировать законченный образ, «выдать эмоцию» на ковре.

Что касается волевых качеств, то художественная гимнастика (как и любой вид спорта) способствует организованности и целеустремленности. Качествам, так необходимым для успеха в жизни, чем бы мы потом ни занимались. И, конечно, занятия помогают общему укреплению организма, формированию хорошей осанки, мышечного корсета… очень многие родители, приводя к нам совсем еще маленьких детей, мотивируют свой выбор именно этим.

Насколько велика доля частных клубов и секций по художественной гимнастике в России?

О, их очень много. В одной Москве – около 100, и в регионах наш вид спорта тоже не забыт. Когда альтернативы ДЮСШ и ДЮСШОР появились (а надо понимать, что «мы» являемся альтернативой только на определенном этапе, потому что если ребенок «пойдет», его рано или поздно придется передавать — для развития СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ у «нас» мощностей нет), они долгое время имели один существенный недостаток – не могли присуждать спортивные разряды, дети не выступали на соревнованиях вместе с воспитанниками государственных секций. Т.е. ребенок, тренирующийся в «частном секторе», из спортивного пространства исключался сразу, это были тренировки очень «для себя». А это… не актуально. Сейчас же те клубы, которые хотят, чтобы их дети выступали наравне «со всеми», объединены в специальные федерации, и имеют возможность присуждать спортивные разряды также как ДЮСШ и СШОР. Наши девочки, например, постоянные участницы официальных чемпионатов, где они набираются соревновательного опыта, где их могут увидеть специалисты (и пригласить на просмотр), где присуждаются разряды.

Я в свое время начинала тренерскую работу именно с такого клуба «для себя», где чисто спортивных целей и задач не ставилось. На каком-то этапе мне стало не хватать профессионального драйва, я все же прошла сама через другую, классическую, школу. Мне интересно работать и с «амбициозными» детьми и родителями, в то же время давая возможность ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ получать радость и пользу от занятий художественной гимнастикой.

С какого возраста к вам приходят? Есть ли специальный отбор? И надо ли готовиться к поступлению?

Отбора в группы начальной подготовки у нас нет! Скажу больше, сейчас его практически нет нигде, и в ДЮСШ и ДЮСШОР тоже, учитывая их коммерческие группы. Другое дело, что в дальнейшем, в зависимости от успехов детей, их объединят в разные группы по «интересам».

Что касается возраста, то мы берем детей с 3-х лет, но все зависит от того, готов ли ребенок психологически слышать и слушать тренера, к определенной дисциплине, требованиям… Есть 3-х летки, готовые к занятиям, но это скорее исключения, лучше начинать ближе к 4. Это индивидуально, встречаются и те, кто не может собраться и в 6-7… или же не может без мамы – это тоже «тема».

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

Традиционно, говоря о поступлении в секции гимнастики, обращают внимание на наследственность — смотрят на мам и бабушек. Для нас этот фактор не является определяющим, хотя про себя мы, конечно, отмечаем… физические параметры родителей. Кому-то установка «надо худеть» выдается сразу, хотя полненьких детей к нам, как правило, не приводят.

Если же к нам приходят в более старшем возрасте (6-7) лет, то тут мы уже смотрим более «придирчиво», потому что в этом случае необходимы природные данные для того, чтобы добиться спортивного успеха. Но у нас есть разные группы: для тех, кто нацелен на результат, и для тех, кто хочет заниматься в свое удовольствие.

Сейчас много говорят и пишут о жестких методах, применяемых в процессе тренировок, и гимнастические виды занимают едва ли не первое место в этом черном списке. Насколько оправданы могут быть страхи родителей, что к их совсем маленьким (!) детям будут применяться такие методики, такой подход?

Да, жесткость присутствует в спорте. Это человеческий фактор: один тренер более терпелив и мягок, другой будет использовать все рычаги воздействия для достижения максимального результата. Хорошо, что в последние годы эту тему насилия в спорте стали поднимать… особенно в детском спорте. Ситуация меняется, собственно, она уже очень сильно изменилась. Но надо понимать, что на определенном этапе, когда занятия спортом фактически выходят на профессиональный уровень, тренировочный процесс в любом случае будет достаточно жестким. Это не означает, что вас (ребенка) будут бить, лупить и всячески унижать – нет, просто сама по себе спортивная деятельность на «чемпионском» уровне предполагает очень высокие требования и к физическим, и к морально-волевым качествам. Хорошо, что сейчас можно привлечь психологов к работе с детьми, потому что раньше проблемы, не относящиеся напрямую к «физике», отдавали на откуп детям и родителям: справились – хорошо, нет – ну что ж поделаешь… Например, у меня есть ученицы, способные, которые хотят (!) заниматься, но на замечания, неодобрительную оценку результата, требования отрабатывать какой-то элемент дополнительно, реагируют слезами. Некоторые плачут, но делают, а некоторые плачут и впадают в ступор. Естественно, я на это реагирую адекватно, выясняю причину и пытаюсь дать совет как работать, но… это не всегда помогает. В этом случае помощь психолога может быть очень действенной, потому что проблема не «в гимнастике», а глубже. Это реакция человека на результат, на неудачу, на отсутствие одобрения, положительной оценки со стороны. А у нас спорт «оценочный» — нет предела совершенству и ни у кого ничего с первого раза не может получиться идеально. Мы отрабатываем и отрабатываем, и не можем хвалить «просто так». Это надо понимать и детям, и родителям — не обижаться и работать над собой.

Если же говорить о ЦХГ «MIG», то тема тренерской жестокости, конечно, не «наша», у нас родителям бояться нечего (улыбается). Наоборот, иногда они сами просят: «Не жалейте ее!». Не в смысле «бить-лупить», а в дисциплинарном, особенно, когда ученица входит в подростковый возраст и уже «началось». Ко мне обращаются мамы и с просьбой «поговорить», ведь мы, тренеры — в авторитете для детей. Это очень приятно, это огромная ответственность, но удивляться тут нечему. Мои девочки тренируются 5 раз в неделю по 4 часа, мы ездим на соревнования и сборы, мы – одна семья, недаром тренеров художниц называют «вторая мама».

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

И все же, какие-нибудь методы воздействия, «наказания», применяются в ЦХГ «MIG»?

Конечно! (смеется), особенно у пубертатных… Дисциплина должна быть обязательно, в какой бы группе ребенок ни занимался, какие бы цели ни ставили родители. Особенно, если цель есть! Не может быть результата (никакого), если тренировки сводятся к «сюсюканью». Подросткам свойственна… некоторая рассеянность, они вдруг начинают приходить на тренировки «потусить»: пообщаться, поболтать. Они перестают «слышать» тренера, выполняют задания с «10 раза» или вообще не выполняют – «ей не хочется». Тогда и применяются специальные меры: «Идешь прыгать двойные на скакалке, отжиматься, приседать…». Отдельно от всех, дополнительно. В самых тяжелых случаях – недолгое удаление из зала, чтобы прийти в себя.

Вот здесь интересна реакция родителей…

Можно сказать, что с родителями у «вас» проблем нет, все всё понимают, как надо? Вообще, насколько родители могут повлиять на процесс, помочь или испортить?

Родители у нас разные… как и везде. Те, кто занимался когда-то спортом, понимают все правильно. Те, кто нет – по-разному. Иногда пытаются активно вмешиваться в тренировки, очень следят, чтобы ребенка «не обижали». Есть один важный момент, хочу сказать о нем отдельно, возможно, это убережет кого-то от ошибок: когда девочка выходит на определенный уровень, и встает вопрос о возможности спортивной карьеры, мама начинает сама водить ее на просмотры, мотивируя тем, что «ей виднее, девочке пора, хотим как лучше, а чем это помешает, попытка не пытка и т.д.». Дорогие родители, поймите, что я как тренер и директор клуба заинтересована в первую очередь в том, чтобы «мои» дети показывали высокий спортивный результат, потому что это повышает рейтинг школы, а значит и мой собственный, и моих тренеров. Мы сами отведем ребенка на показ, когда он будет готов. И отведем не просто так, а целенаправленно к определенному тренеру с соответствующими рекомендациями. Передадим из руки в руки, и отношение во время просмотра, внимание к спортсменке будут значительно выше, чем если вы придете «с улицы». Наш центр не может позволить себе «олимпийской подготовки», но мы рады, что можем помочь вырастить будущих чемпионок.

Художественная гимнастика все еще женский вид спорта (об этом позже), как складываются отношения в женском царстве, есть ли сложности в коллективе, где каждая по определению должна стремиться быть самой-самой (улыбаемся)?

Да, мы пока еще женский вид спорта (улыбается) и об этом обязательно поговорим…

Скажем так, все может быть. Дети есть дети, особенно, подростки, особенно, в таком индивидуалистическом виде спорта (групповые упражнения не в счет). Соперничество, задирание друг друга, комментарии и «наезды» во время тренировок типа: «ты мне мешаешь, ты под меня лезешь» не редки в художественной гимнастике. Мы это «у себя» пресекаем сразу и соперничество внутри команды MIG не поддерживаем и не культивируем. Наоборот, учим болеть друг за друга, быть одной семьей, всячески помогать… Здесь надо учиться находить золотую середину: с одной стороны, вести себя прилично, по-человечески, с другой – необходимо развивать в себе яркую индивидуальность, она в нашем виде спорта исключительно важна.

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

Еще один вопрос, волнующий всех — травмы. На крупных соревнованиях часто видно, как спортсменки выходят на ковер затейпированными. Какие травмы, характерны для «художниц»?

Растяжения, разрывы связок и мышц, реже переломы – наши основные темы… Спина часто дает о себе знать: позвоночник испытывает повышенные нагрузки после нескольких лет серьезных занятий – тренировок и выступлений, как и суставы ног, разумеется. В нашем виде спорта часто меняются правила, в последнее время акцент делается на сложную акробатику, поэтому к привычным травмам прибавились и травмы плечевого пояса. У каждого человека есть свой запас прочности своя наследственность: «рвется», как известно, «где тонко».

Говоря же о детях, которые только начинают заниматься, обращаю особое внимание «диспластиков» (мы их берем с удовольствием), что не надо события форсировать: особое внимание уделите ОФП и не ждите очень быстрых видимых результатов. Диспластики более медленные, результаты покажут в подростковом возрасте, к тому же они еще и очень выигрышно смотрятся в нашем виде. А маленькими часто «выстреливают» гиперстеники. Они быстрые, реактивные, быстро «закачиваются», все схватывают на лету. Правда потом, чтобы на них обратили внимание, надо быть просто «вау».

Куда можно уйти, если в художественной гимнастике не пошло?..

Прежде всего, есть «эстетика». Это такое направление… гимнастики, где акцент делается на красоту, синхронность, внешнее восприятие, элементы, а не на работу предмета. Это, конечно, не олимпийский вид, но проводятся крупные международные турниры, и можно попробовать реализовать себя там. Разумеется, разнообразные танцевальные виды, рок-н-ролл, воздушная гимнастика – все это те направления, где бывших художниц с удовольствием примут.

Насколько художественная гимнастика дорогой вид спорта?

Это затратно. И неважно, где ребенок занимается, в государственной или частной школе. Разница лишь в том, что у «нас» прибавляется ежемесячная оплата тренера и аренды, а это не основные статьи расходов. Дорого стоят костюмы, предметы, поездки на соревнования и сборы.

В 10-11 лет гимнастка выполняет 2 взрослый разряд. Это означает, что выступает она уже по взрослой программе, включающей 4 вида упражнений. Это отдельные, специально поставленные программы: один без предметов и 3 с предметами на выбор (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). По-хорошему, на каждый вид полагается свой костюм (иногда можно 2 вида скомбинировать). Стоимость костюма (купальника) – 30 000 – 100 000 т.р. Их шьют на заказ в специальных ателье. Дети растут и костюмы часто меняют. Другое дело, что у нас принято передавать, продавать костюмы: на этом можно сэкономить. Предметы стоят по-разному в зависимости от производителя и вида, дизайна. В среднем предметы могут стоить около 20 т.р. (полный набор). Опять же их приходится менять с ростом ребенка, и не надо забывать, что предмет – часть костюма и программы. Он должен, вписываться в образ, визуально дополнять, расставлять необходимые акценты.

Соревнования проходят по выходным дням несколько раз в месяц. И до них еще нужно доехать. Они не всегда бывают в родном городе, «рядом с метро», а даже если так, то родители должны понимать, что вставать придется очень рано – отдохнуть им не удастся.

Сборы проводятся 2 раза в год уже на первых этапах обучения, а дальше – больше. В среднем 50 000 т.р. за 10 дней придется заплатить.  Ученикам ДЮСШ и ДЮСШОР это все будет оплачиваться уже на… полупрофессиональном уровне, не раньше.

 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ТРАДИЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
 

И, как я уже говорила, родителям придется долго принимать активное участие в организации тренировочного процесса на бытовом уровне: возить, носить, встречать – провожать, тратить свое время, силы, выходные дни и отпуск… К этому тоже надо быть готовым.

Изабелла Леонидовна, как «выглядит» идеальная гимнастка, кого ждут тренеры?

Это девочка «тонкая и звонкая»: с врожденными физическими данными, худенькая и желательно высокая, любящая свое дело и себя, не жалеющая (варианты «не могу – тяжело», «не буду – боюсь» — не наши), с родителями, которые понимают, что на определенном этапе придется пожертвовать учебой, а вся жизнь будет сосредоточена только на спорте, который потребует и значительных финансовых затрат. Прибавьте к этому необходимую яркую индивидуальность и врожденное ЗДОРОВЬЕ, потому что иначе попросту не хватит сил…

Но в любом случае, сейчас заниматься нашим прекрасным видом спорта могут очень многие, практически все желающие на определенном этапе. И с ними будут работать профессиональные тренеры, а занятия будут проходить в хороших комфортных условиях. Кроме этого, художественная гимнастика проникает и в мир фитнеса, давая возможность и совершенно взрослым людям использовать свою методику для поддержания отличной физической формы и внешнего вида.

В заключение мы обещали рассказать о новых течениях в мировой (!) художественной гимнастике, точнее – о мужской художественной гимнастике. Насколько дело серьезно?

В нашей стране это направление еще только-только начинает развиваться, а за рубежом есть 2 разновидности, школы: более европейская и японская. Европейцы (в особенности испанцы) пошли «женским путем»: они взяли нашу программу, систему оценок, предметы и даже костюмы. И преуспели в этом – проводятся крупные международные турниры, национальные чемпионаты. Для нашего взгляда это… непривычно и не очень понятно. А вот японцы (они называют себя «мужская ритмическая гимнастика») решили по-другому. У них получился силовой, акробатический вид со своей программой упражнений, системой оценок, своими предметами. Визуально прослеживается аналогия с восточными единоборствами. Это зрелищно и пользуется большой популярностью. Кстати, российская федерация (ВФХГ) поддерживает именно это направление. В интернете множество записей соревнований мужчин. Посмотрите!

Фото и видео из личного архива Изабеллы Мельцер

Источник : https://sportkomanda.com/

The following two tabs change content below.
Главный редактор сайта RSG iRadio с 1994 года. Музыка, содержание, работа с клиентами... Все для вашего хорошего настроения и комфортной навигации.
Поделиться страничкой на:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

десять − три =