Зависть к чукчам или как изменить мир без особых усилий

В чукотском языке насчитывается 32 слова, обозначающих снег — талый, густой, замерзший, хлопьями и тд. Дико и непрерывно сожалею, что не этот народ изобрёл фотографию , что не сопровождал её уже долгое развитие. Под коротеньким словом «фото» обозначается такое количество противоречивых и разнонаправленных продуктов, что разнообразие чукотских снегов просто струя из чайника по сравнению с Ниагарой фоток, обрушивающейся ежесекундно на фэйсбук , инстаграм etc. Впору лингвистические экспедиции снаряжать , чтоб хоть как-то разгрузить трещащее от нагрузки смыслов 4-буквенное словцо.

Сильно попустило выскочившее из недр английского «селфи» . Надо там в недрах ещё пошарить и найти отдельное понятие, например, для «селфи с вытянутыми в трубочку губами» — это разгрузило бы «фото» примерно на каких-то полмиллиарда изображений в день. Ещё не менее 200 миллионов упало бы с плеч несчастного «фото» при наличии отдельного слова для «селфи с распахнутыми до бараньей округлости глазами» . Отдельное словцо требует также сюжетец » моя голова на фоне города/моря/ресторана» (нужное подчеркнуть ) . Длина человеческих рук ограничена, а ногами держать смарфон могут только прошедшие спецподготовку, посему помещается только голова и обстановочка.

Вот так, понемногу разгружая понятие «фото» от неослабевающего напора продукции гаджетовладельцев, мы подбираемся к тем изюминам, которые, как в советской булке, не сразу найдешь — к фотографии как искусству.

Предвижу, многие на этом месте прервут чтение — «Ну, ещё один эстетствующий сноб решил поучать» )) Ну что Вы, мадам, разве я могу отказать Вам в удовольствии прислать в ФБ своё обреченное на лайки селфи с коктейлем на пляже, точно зная , какой из подруг это предназначается. (Пусть погибнет от зависти, будет знать , как не слушать моих советов )) ) Ша. Ничему не поучаю, ни к чему не призываю и никого не осуждаю (мы о фотографиях, да?).

Ещё есть научные фото, учебные, медицинские всякие , например, затяжной поцелуй Брежнева с бывшим людоедом, после визита в Москву ставшим пламенным коммунистом — сразу на стол психиатру. А ещё шпионские, био на паспорт, репортажные разного посола и с разными специями — от турниров по гимнастике или боксу до рождения очередной зверюшки в зоопарке, псевдогламур и гламур просто . И весь этот разномастный молчаливый поток вливается в и без того безбрежную лавину , разбухающую с каждым проданным телефоном или фотоаппаратом.

В результате не только сфоткаться, а посмотреть уже сделанные фото не дозовёшься. Вспомним молодость . Ещё 20 лет назад фотографии многократно рассматривались и печатались, а фотографы даже пользовались уважением, несмотря на непонятного цвета рубашки навыпуск, двухдневную щетину и аромат перегара вперемешку с одеколоном (помните дяденек у фонтанов и площадей всех городов? Виньеточников в щколах и детсадах?). За что мне уважать этого типа теперь, когда смартфон который «снимает лучше , чем никон» со мной даже когда я сплю. Я не помню, где мой паспорт, а телефон из рук не выпущу. Вы пойдёте на выставку фотографий в погожий денёк ? Ответ понятен. Вы выйдете из дома в непогожий денёк, чтобы посетить выставку фотографий? Хм… А когда Вы, да да, лично Вы были на выставке фотографий? Пауза. Занавес.

Это было вступление. Так. Полагаю, ещё часть читателей нас покинула( Гудбай, удачи, можно поговорить о главном, для чего эта писанина затевалась. Как это всё классифицировать? Есть ли вообще в фото что-то, что стоит смотреть и пересматривать, даже если на нём нет тебя и знакомых?

ИМХО, статья в Википедии с разбивкой по жанрам безнадежно устарела и не даёт никакого ключа ни к пониманию феномена фотографии , ни к упорядочиванию. Фотографические жанры пересекаются , сливаются, переплетаются в немыслимых позициях как головастики в тёплой луже. Имею смелость предложить другие пути.

Сразу отметаем техническую часть — физику и математику. Раньше плёнки в бачках сами крутили, сейчас качество матриц улучшают засекреченные математики на конкурирующих фирмах.Потребителям остаётся сконцентрироваться на содержании и искать сочетание кнопок с результатом «шедевр». Исключаем фото , сделанные для практических целей — научных и образовательных. Вместе с фотами исключаем и фотографов, обслуживающих эти цели.
Тут я предлагаю, чтобы отместь всё ещё гигантскую лавину фоток, классифицировать их по … фотографам, которыми назовём всех, кто поднял руку с фотогаджетом на ближнего своего или дальнего, или просто на горизонт.

Итак :
1. Первая группа — самая многочисленная- снимает потому, что есть чем. Ценность их фото измеряется количеством лайков и популярностью сфотканной персоны. Больше ничем. Человеку постороннему они не интересны никак. Имеет право на существование, потому как лайки — весьма востребованная виртуальная валюта, конвертируемая в самооценку.
2. Вторая группа в тысячи раз меньше чем первая. Отличаются большой трубой, скользящим взглядом и готовностью к льстивой улыбке. Это профессионалы !, производящие мегатонны свадебных, репортажных и любых других фотографий, имеющих шансы на продажу. Продукция этой группы — для одноразового просмотра заинтересованными лицами. К слову, фотографирование турниров по гимнастике считаю всего лишь ремеслом, овладеть которым может почти каждый при наличии воли, некоторых денег и каменной задницы, а вот получить дар сверху-это следующая группа.
3. Третья группа в сотни раз меньше второй, их продукция — крупицы золота меньше грамма на тонну отвала. Художники. Их творческое Я живёт в своём мире, вне времени и государства, за что ненавидимы любой властью и не поняты большинством. Они ищут и иногда находят во внешнем мире части того , в котором сами живут. Они окружают себя типажами и ситуациями , от которых захлёстывают душу и переносят их на фото так, что внезапно замолкаешь. Они вынашивают свои идеи как режиссёр спектакль или композитор симфонию. Они меняют реальный мир под себя и там живут(походу, разновидность шизофрении). Изменят и твой, если у тебя хватит смелости и времени вжиться !) Если размер души позволит.

Мне вполне резонно возразят, что мол , могу и телефоном такое за душу берущее… Дык естественно, не зависит дар фотографии от гаджета. Встречал таких людей. Не часто, правда. Так как отличить творчество от фотощёлканья хоть Никоном , хоть смартфоном?

Несколько признаков.
— Интерес обыкновенной фотографии ограничивается объектом, художественная имеет замысел. Нет лишних деталей, каждая служит дополнением- любой предмет, одежда или её отсутствие есть дополнение к идее.
— При фотографировании людей в обычной фотографии нет обратной связи , либо она внешняя (улыбочка !). В художественной есть внутренеее родство фотографа с натурой либо растворение в ней.
— Обычно эмоциями пенится фотографирующий, в художественной фотографии эмоциями насыщена картинка.
— Художественная фотография имеет категории композиции, светотеней, рисунка, цвета, перспективы и др. В обычной фотографии подобные признаки можно высосать только из пальца и под большим давлением.
— Фотография цепляет без привязки к именам и датам
— У художника нет пола и возраста (бывают и с пропиской проблемы))
— Обычный человек фотографирует то, что видит, художник — то, что хочет увидеть в результате
— Обычный человек подхватывает мотивы по мере поступления и отображает, художник узнаёт во внешнем часть своего и переделывает (иногда конструирует) под себя.
— Художник индивидуален и узнаваем по почерку, сюжетам, цветам и тд. Щёлкальщики всеядны и безлики.
— Художник подмечает необычное в обычном,мгновенно разбирая на говорящие детали окружающее пространство
— Иногда чутьё позволяет создавать то, чему в университетах не научишься.

Итого: фотограф-художник это не профессия, а склад личности, отягощенной даром сверху.Среди профессионалов (то есть, зарабатывающих на жизнь фотографией) художники встречаются (как и наоборот), хотя это никаким плюсом в творческую копилку не является, только в кошелек. Фотохудожники среди непрофессионалов встречались мне не реже. Вам тоже встретятся, если мимо не пролетите на лавине фотопотока. Весло какое никакое, надеюсь, я дал )

Возвращаясь к чукчам. Вот для художественного фото точно и срочно нужно отдельное слово, тонем же!) Обращусь при случае, может надоумят. Отблагодарим ? ))

Пора прощаться, надеюсь, не надолго!

Если уважаемые коллеги откомментируют, было бы любопытно!

Всегда ваш Alexander Kostowetzky

Поделиться страничкой на:
  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Leave a Comment

восемнадцать + 17 =