1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Technics RS-AZ7. Один из последних представителей “золотой” эпохи кассетных дек.

Один из последних представителей “золотой” эпохи декостроения. Technics RS-AZ7.

Кассетная дека Technics RS-AZ7.

Technics RS-AZ7

Вот и появилось настроение поговорить о одном из «старожилов» моего заповедника. Это дека (кассетная, разумеется) Technics RS-AZ7.

Машинка эта была куплена на знаменитой «горбушке» примерно в 96 или 97 году. В то время там продавали много разного интересного. Не только диски и кассеты, но и много разной интересной техники.
Моя первая и единственная дека Sony TC-186SD (про нее на моем канале есть заметка) 79 года к тому времени несколько устарела, захотелось чего то «покруче».

Мировое декостроение на тот момент времени уже пережило пик своего развития, но спад еще не начался, выбор был.
На тот момент у меня был усилитель Корвет 068 и олимпийские колонки 35АС1, оставшиеся от электрофона “ Аллегро”.

В салонах было много всякой техники, также журналы типа «Стерео» с разными обзорами и тестами и ценами.
Хотелось купить, конечно, что то «покруче», но выкладывать больше тысячи долларов за Накамичи или Тандберг в мои планы не входило, так как на том, что у меня было (и к чему особых претензий не было) эти аппараты все равно не раскроют свой потенциал.

К тому же в процессе слушания музыки слишком много субъективного. Кому то нравится одна окраска звука, кому то другая, плюс возможности акустики и особенности конфигурации помещения.
Выбор мой в итоге пал на Technics RS-AZ7.
Причин было несколько. Во-первых, мне не нравятся аппараты черного цвета. А у Technics цвет несколько необычный, темно-коричневый. Ни с чем не спутаешь.
Во-вторых, хотелось, чтобы была возможность автоматической калибровки тока подмагничивания на конкретную кассету.
В-третьих, интересно, как работает Dolby C.
Ну и, конечно, жесткие головки и сквозной канал.

Изготовитель заявляет вот такие технические данные.

-2

Так оно, скорее всего, и есть.

В журналах «Стерео» эта дека была в каком то сравнительном тесте и вроде даже заняла первое место. Правда с оговоркой, что имеется определенное предпочтение к ленте. Лучше всего для нее псевдохром (тип II) Fuji. Точно марку менты не помню. У меня таких все равно не было тогда, и нет сейчас.

Реалии оказались еще лучше, чем я ожидал. Помимо моих «хотелок» там еще оказался счетчик реального времени и система динамического подмагничивания Dolby HX Pro. Про эту штуку отзывов много, причем разных. Одни ругают, другие, наоборот, хвалят, третьи считают просто бесполезной.
Меня это всегда несколько удивляло, ведь, идея регулирования тока подмагничивания в зависимости от частотного спектра сигнала вполне здравая и абсолютно работоспособная. Я читал про них еще раньше в «Радио», результаты применения очень даже впечатляли.
Тогда почему же так? Причина, как потом, гораздо позже, выяснилось — это реализация. Диапазон регулирования, выбор пороговых соотношений частот, типа ленты.
Иными словами,если диапазон регулирования слишком маленький — ощутимого эффекта не будет, если слишком большой — будет только хуже.
Видимо, разработчикам Technics удалось найти некую т. н. «золотую середину».

Что касается звука — в сети много разных ругательных отзывов, типа несовместимости Technics и «хороший звук», в разных форумах пишут, что звук AZ7 вообще никакой.
Мое мнение — это как французские автомобили. Их яростно ругают те, кто никогда на них не ездил.
Мне лично качество записи и воспроизведения AZ7 нравится.

Я уже говорил, что некоторое время основой аудиосистемы у меня был усилитель «Корвет 068» с колонками 35АС1.

Потом, когда начали активно говорить о домашнем театре, сначала Pro-Logic, а потом Dolby/DTS 5.1 и появились относительно доступные диски и плееры DVD, я озаботился этой новой технологией.
Вместо «Корвета» я приобрел ресивер Yamaha с входом 5.1 (без встроенного декодера), а вместо умирающего на тот момент недорогого CD плеера Philips — очень красивый плеер с встроенным декодером AC-3, Panasonic A330. Телевизор 29′ c с 100 Гц разверткой у нас уже к тому моменту был (в начале 2000-х).
А акустику я выбрал себе Mission 772.
Надо сказать, в те времена (90-е – самое начало 2000-х) среди продавцов было немало специалистов, и настоящих любителей техники. Можно было зайти в какой нибудь салон и долго беседовать с продавцом о технике. Помню, однажды я так «завис» минут на 20 в каком то аудио салоне, обсуждая с продавцом разные кассетные деки.
Сейчас такого уже не встретить. Специалисты в салонах уступили место безликим тусклым «манагерам по продажам».

Получилось довольно любопытно. Во-первых, освободилось много места, занимаемого ранее колонками 35АС1 (эти колонки мы с приятелем «экспортировали» в штаты).
Во-вторых, слушая фламенко на новом тракте, я почувствовал объем и сцену, чего раньше не замечал.
Но с другой стороны, записи чего то электронного того времени как то более приятно звучали через 35АС1.
Наверное, для каждой эпохи своя акустика. То, что слушали в 70-е будет лучше звучать на аппаратуре того же времени и т. д.
В теории это правильно, по мере развития технологий записи требования к воспроизводящей аппаратуре тоже меняются. То, что считалось Hi-Fi в 60-е, в 80-х в этот класс уже не попадет. Совершенствуются носители, увеличивается разрешающая способность записи/воспроизведения, что в свою очередь, делает более заметными возможные недостатки контента.
Я специально здесь не использую терминов типа «диапазон частот», «динамический диапазон», «к-т искажений» и пр., которыми пестрят рекламные проспекты и технические спецификации, ибо все эти параметры не всегда однозначно определяют субъективное качество звука.
Бывает так, что аппарат с более скромными техническими характеристиками звучит приятнее более «продвинутого» коллеги.

Звуковоспроизведение — процесс более сложный и субъективный и «приборные» характеристики не всегда передают истинную картину.
В сети на этот счет достаточно статей (правда часть из них просто повторяет друг друга).

ЛПМ, головки и старый прижимной ролик.
ЛПМ, головки и старый прижимной ролик.

Еще интересная особенность RS-AZ7 — это головки.

ЛПМ имеет три головки. Одна стирающая, как у всех, скорее всего, ферритовая, двухзазорная. Записывающая — обычная, а воспроизводящая — магниторезистивная.
Аналогичные головки в то время уже устанавливали в жесткие диски. По-моему, пионером тут была компания Fujitsu.
При изменении магнитного потока у магниторезистивных головок изменяется омическое сопротивление, соответственно меняется падение приложенного напряжения.
Также эти головки не нуждаются в размагничивании. Более того размагничивание для них просто смертельно.

Еще интересная «фишка» – это перемотка. Наиболее это эффектно, если перематывать кассету целиком, из конца в конец, неважно в какую сторону.
Сначала скорость перемотки относительно небольшая, через несколько секунд, если ленты остается много, скорость перемотки увеличивается. Судя по звуку — в несколько раз. Когда ленты остается уже немного, скорость перемотки снижается до обычной или даже чуть меньше обычной. Такой вот турборежим. Как у некоторых видеомагнитофонов. Очень удобно.
Кстати, приемный и подающий подкассетник при перемотке приводятся в движение не фрикционным роликом, а шестеренками, поэтому проблемы с резинками тут не в принципе. Примерно так же работают ЛПМ Video /Hi8 и DAT. По крайней мере у тех аппаратов, которые у меня есть.
На фото еще видно, что разработчики используют одно и то же шасси для разных механизмов. Если надо автореверс или закрытый тракт — предусмотрена установка второго тонвала и другой блок головок.

Несмотря на свои размеры, внутри эта дека практически пустая.

Внутри RS-AZ7

Внутри RS-AZ7

Если бы возникло желание сделать эту деку в формате мини-компонента — проблем бы с конструкцией не было бы ни каких.
Хорошо это или плохо — не знаю. С точки зрения инженера – однозначно хорошо. Особенно, если перед этим посмотреть, как устроен Akai F66, вот где начинаешь терять веру в человечество, мрак и кошмар (про него потом тоже будет статейка).
С точки зрения звука — трудно сказать. Скорее всего, ни хорошо — ни плохо.

Аппарат сам по себе довольно надежный, ни каких особых проблем с ним не было. Единственно, в 2009 году пришлось поменять прижимной ролик.
Забавно, незадолго до этого в каком то форуме я наткнулся на обсуждение AZ7 в плане замены ролика. Показанием к замене прижимного ролика было «зажевывание» ленты в кассете. Автор провел определенную исследовательскую и экспериментальную работу прежде чем стало ясно что прижимной ролик под замену.
Собственно я в этой ситуации просто перенял чужой опыт, так сказать, учился на чужих ошибках.
Через некоторое время, после того, как зажевалась пленка в кассете, причем неплохой кассете, без особых раздумий я взялся за замену прижимного ролика.
Как оказалось, проблемы с доступностью новых роликов тогда на было, ролик стоил какие то копейки, был куплен и установлен.

На фото выше еще старый прижимной ролик. На фото ниже — новый.

Установлен новый прижимной ролик.
Установлен новый прижимной ролик.

Из фото видно, что старый прижимной ролик имеет вид ничуть не хуже, чем его нормально работающие на других деках коллеги. Но тем не менее, внешность в данном случае оказалась обманчива. Ни одна из моих дек, даже самая первая TC-186SD замены прижимного ролика никогда не требовала. Даже более «страшные» на вид прижимные ролики исправно работают и сегодня.
Не знаю, может быть, это какая то особенность конструкции, может быть, просто брак, так как мой случай не уникален. На разных форумах время от времени такая информация появляется.

Но, тем не менее, проблема была решена легко и быстро, и сейчас аппарат исправно работает, ни какие ленты не «зажевываются».

Как всегда, видео на youtube.

Процесс автокалибровки, видео на youtube
https://youtu.be/sb-TvoQCvuA

Видео работы деки на youtube. Тут you-tube все таки заругался на нарушение авторских прав, ну и ладно. Количество просмотров все равно не достигнет того количества, чтобы за него «отстегнули» какую то деньгу.:)

https://youtu.be/C5z4JetWiDY

И еще, напоследок, так сказать, PS.
Все, что пишу во всех своих заметках, основано на собственном опыте. Если я ничего не сказал о каких то возможных, пусть даже субъективно типичных неисправностях, это значит только то, что я с ними не сталкивался. О чем то я знаю, о чем то слышал или читал/смотрел какие то обзоры. Часть этих псевдоэкспертных оценок, по меньшей мере, сомнительны, часть – вполне корректны и соответствуют действительности.
Часть видеообзоров сделаны на уровне “вот есть такая кнопочка, хрен знает, что она делает”. Часть видео на youtube вполне по делу.
Но я хотел бы несколько охладить пыл разного рода специалистов/экспертов, которые делают глобальные выводы о недостатках, ошибках разработчиков или о недоброкачественности модели в целом.
Для того, чтобы делать такие глобальные выводы, надо обладать статистикой, знать количество выпученных аппаратов, проценте брака, и пр., т.е. иметь достоверную информацию из сервисных центров, а не опыт двух-трех десятков пользователей.
Я же, со своей стороны, не претендую на роль гуру/эксперта, в данной ситуации я выступаю, скорее в роли смотрителя заповедника.

Публикация с канала “у Техномага

Поделиться записью в: