Меняем ролик на Блок Стабилизации Скорости в магнитофоне «Орбита 107С»

Глядя на статистику запросов форумов и прочих досок объявлений по вопросам доработок магнитофона Орбита 107С (или ее аналогов), я решил поделиться на страничках RSG iRadio некоторыми статьями на эту тему, размещенными мной на Дзене. Надеюсь, что кому-то пригодиться.

Первая из них, о том, как сделать блок управления скоростью движения ленты современным.

Меняем ролик на Блок Стабилизации Скорости в магнитофоне «Орбита 107С»

Данная статья является обобщенным препринтом большой работы очень уважаемого мной человека, который ведет канал МЕХАТРОНИК-НК , и который очень подробно в рамках нескольких видеопубликаций изложил построение и описание работы данной схемы, так что если вы решите реализовывать данную доработку и получить более углубленную информацию, то это все есть у него на канале в пяти частях.

Так же им размещена отдельная публикация с описанием параметров настройки схемы. Ознакомиться с ней, и задать вопросы автору вы можете по ссылке — https://dzen.ru/a/aASTisOw5THElzka

Схемы и часть фотоматериала взято с его страничек.

Общие сведения

Данная доработка не предусматривает замены ведущего электродвигателя магнитофона на другой, поскольку установленная модель в базовой версии аппарата вполне себе справляется со всеми режимами и при правильной настройке всех входящих в схему элементов имеет коэффициент детонации 0,08%.

Прежде чем браться за разбор магнитофона и демонтаж ролика, требуется приобрести комплект пассика и шкива на avito у продавца Пассики Идлеры Ролики

Для тех, у кого есть доступ к токарному станку, сообщу, что радиус большого барабана шкива составляет 3 см. Плюс 1 мм на бордюр. Ширину барабана формируете по ширине пассика.

Лучше всего использовать плоский пассик, поскольку в отличии от круглого на плоской поверхности маховика вала вы избавляетесь от векторов сил скручивания самого пассика во время соприкосновения, тем самым уменьшается влияние на детонацию.

-2

Предлагаемая в статье схема блока Управления Стабилизации Скорости (УСС) состоит из двух независимых частей, которые во избежании проникновения высокого напряжения из части управления двигателем в блок настройки стабилизации скорости разделены оптроном РС817.

Для питания части схемы управления двигателем придется намотать на одну из обмоток трансформатора дополнительно около 30 — 40 витков (5 метров) провода ПЭВ 0,36, так чтоб на выходе иметь приблизительно 18 вольт переменного напряжения. Наматывать можно не разбирая трансформатора, прямо поверх уже уложенной бумаги. Выводы намотанной обмотки пометить разноцветными кембриками, и замотать для более надежной изоляции скотчем.

На фото предствален вариант дополнительной обмотки трансоврматора, где белый провод - основной, желтый - 5 вольт, красный - 18 вольт
Так же требуется на 3D принтере отпечатать колесо с отверстиями-метками, которые и будут у нас выполнять функции оптического таходатчика, где фотодатчиком будет участвовать BS5-Y2M. Можно использовать его PNP версию, но в этом случае надо будет чуточку изменить его подключение в рамках текущей схемы.

Фотодатчик BS-Y2M
Колесо с метками надеваемое на заднюю часть тонвала

Схему, разметку плат, и файл для печати колеса ротора вы можете скачать по данной ссылке — https://disk.yandex.ru/d/EG6pAr-e85rz_g

Внешний вид крепления датчика и колеса

-6
-7
-8
В процессе монтажа системы снимается планка фиксации тонвала.

После этого обшкуривается распечатанное на 3D принтере колесо до гладкой поверхности. Проверяются все оптические отверстия на предмет их равномерности и отсутствия запыленных или некачественно изготовленных форм.

Для фиксации наносится немного обычного клея «Момент», и аккуратно надевается на заднюю часть штыря маховика тонвала до полной фиксации. Причем плоская сторона колеса должна быть направлена к маховику тонвала, а с выделенной в виде шайбы формы, к планке фиксации.

Сам фотодатчик после этого надо установить таким образом, чтоб он не цеплялся за колесо. Сделать два пропила глубиной не более 1 см, соответственно размеру датчика. Просверлить дырки под отверстия крепления датчика. Нарезать на них резьбу.

На самом датчике по возможности расширить отверстия крепежа в обе стороны, сделав из вытянуто элипсойдными. Это даст вам возможность двигать его по горизонтали относительно колеса для точной фиксации.

Когда все вышеперечисленные действия будут выполнены, подогните посадочное место под датчик, вниз относительно посадки, приблизительно на 5 градусов, так чтоб после установки отверстия засветки колеса составляли ровную вертикальную линию с «рожками» датчика.

Принципиальная схема

-9

Схема выполнена по принципу балансного триггера с обратной связью, где при изменении баланса соотношения ток/напряжение в одном плече за счет другого плеча происходит уравновешивание, что в итоге на выходном силовом транзисторе управляющем мотором приводит к стабилизации скорости вращения двигателя. Частота вращения двигателя регулируется в зависимости от величины сопротивления переменных резисторов определяющих настройку на 9-й и 19-й скорости. А переключение скорости осуществляется подачей +5 вольт на указанную на схеме метку «9/19».

Блок управления двигателем

Блок управления двигателем собирается на отдельной плате и устанавливается в любом удобном месте магнитофона, недалеко от самого двигателя. Учитывая, что для питания двигателя используется высокое напряжение, то лучше всего провода идущие от блока управления двигателем поместить в качественную изоляцию, а провод идущий от платы настройки заэкранировать на корпус, или использовать специальный эранированный двужильный кабель, чтоб избежать наводок и помех.

Силовой транзистор работающий в паре с двигателем посадить на радиатор, поскольку при малых оборотах двигателя увеличивается ток, и ему нужна большая теплоотдача.

В процессе длительной эксплуатации двигатель и транзистор могут достаточно сильно греться, рекомендуется обмотку двигателя идущую с блока включения магнитофона через микрик отключения на переключателе скорости, отсоединить и подключить к одной из половин входных обмоток трансформатора, где присутствует 110 вольт.

-10
На канале у МЕХАТРОНИК-НК, в одном из частей видео очень подробно описан процесс переделки базовой обвязки платформы двигателя. Я же просто переместил плату в правый нижний угол корпуса, и закрепил ее уголками (кому какой вариант удобнее).

-11

Плата управления двигателем. Вид сверху.

Плата управления двигателем. Вид со стороны монтажа.

Результаты измерения напряжений на схеме. Выделил красным цветом.
Измерение производилось в режиме воспроизведения ленты на скорости 19
см/с. (
МЕХАТРОНИК-НК)

-14

Плата управления режимом стабилизации

Размещение платы УРС

Плата УРС. Вид сверху

Вид платы УСС после монтажа в корпус

На фото видны переменные резисторы — верхние отвечают за 19 — ю скорость, нижние за 9 — ю.

Здесь так-же результаты измерения показал на схеме. Выделил
красным цветом. Измерение производилось мультиметром, магнитофон в
режиме воспроизведения ленты на скорости 19 см/с. (
МЕХАТРОНИК-НК)

-18

В итоге на осциллографе в точке замера выхода с фотодатчика при 19-й скорости должно отображаться аналогичное показание. (в данном случае установлен фотодатчик pnp, поэтому сигнал перевернут)

Так же здесь отображена частота — 535 герц.

-19

Переключатель скоростей

Переключатель скоростей монтируется на лицевую сторону несущей плиты рядом с выключателем питания.

Фото положения планки переключения скоростей при 9-й скорости
Фото положения планки переключения скоростей при 9-й скорости
Фото положения планки переключения скоростей при 19-й скорости
Фото положения планки переключения скоростей при 19-й скорости

Сам по себе микрик переключения должен иметь длинный рычажок ввиду того, что он крепится таким образом, чтоб нажатием на этот рычажок могла управлять перемещающаяся рейка переключателя скорости, которая в положении 9-й скорости замыкает микрики «коррекции АЧХ», а в положении 19-й скорости замыкает микрик блока Управления Стабилизации Скорости.

Если у вас появились вопросы по работе схемы, по ее специфике и комплектации, задайте их напрямую на страничке автора канала МЕХАТРОНИК-НК, по ссылке — https://dzen.ru/a/aASTisOw5THElzka

Большая ему благодарность за проделанную работу.

Надеюсь, что данная публикация поможет вам немного расширить возможности вашего магнитофона.

Оригинал статьи можно прочесть здесь -> https://dzen.ru/a/aBiiA-_TZ3nSrKhb

Поделиться записью в:

Comments on Меняем ролик на Блок Стабилизации Скорости в магнитофоне «Орбита 107С»