
Над третьей и последней частью трилогии, начатой на альбомах “Endless Forms Most Beautiful“ (2015) и “Human. :||: Nature.“ (2020), лидер, клавишник и основной автор финской группы Nightwish Туомас Холопайнен (Tuomas Holopainen) начал работать еще в апреле 2021 года. Демо было готово в 2022 году, а к записи новой пластинки, получившей название “Yesterwynde“, коллектив приступил в августе 2023 года. Это 10-й студийный альбом Nightwish. В марте 2024 года коллектив пролонгировал контракт с лейблом Nuclear Blast, что ознаменовало собой 20-летие партнерских отношений сторон.
Работа осуществлялась в трех финских студиях (Röskö Campsite, Petrax, Paha Pajari), одной шведской (Studio Dahl) и двух британских (Troykington Castle, Abbey Road). Продюсером стал сам Туомас, а сведение и мастеринг выполнялись в Finnvox, чем занимался неоднократно работавший с группой Теро Киннунен (Tero Kinnunen). Этот релиз стал первым за долгие годы без участия басиста Марко Хиетала (Marco Hietala), покинувшего Nightwish в 2021 году. За четырехструнку стал дергать Юкка Коскинен (Jukka Koskinen; Wintersun, ex-Norther и другие проекты). Остальные участники секстета остались в лодке: Туомас Холопайнен (клавишные), голландка Флор Янсен (Floor Jansen, вокал), Эрно “Эмппу” Вуоринен (Erno “Emppu” Vuorinen, гитары), британец Трой Донокли (Troy Donockley, ирландская волынка, гитары, вистл, бузуки, боуран, аэрофон, вокал) и Кай Хахто (Kai Hahto, ударные, перкуссия). Над обложкой работал Пит Воутилайнен (Pete Voutilainen).
Nightwish заявили еще задолго до выхода пластинки, в 2023 году, что группа не поедет в тур в ее поддержку. Слово Туомасу: «Причины такого решения имеют личный характер, и мы не хотели бы вдаваться в подробности. Но было кое-что, что нужно было сделать, чтобы эта группа могла существовать и дальше. Между участниками команды нет никаких напряженных отношений, ничего подобного. Просто нам нужно взять длительную паузу. Насчет концертов в будущем лично я как-то особо много не думал. И я не знаю, сколько продлится этот перерыв. Мы только что подписали с Nuclear Blast договор на несколько альбомов, и это доказательство тому, что в будущем выйдет больше наших пластинок. Nightwish однозначно не будут прекращать свою деятельность, так что перестаньте переживать. Нам просто нужен отдых от гастролей».
Новая пластинка является концептуальной, и это не просто сборник песен, а выражение признательности самому Времени, как разъясняет Холопайнен: «В конце 2020 года я открыл для себя мир черно-белых фотографий, которые были раскрашены. Когда я их вижу, то у меня возникает чувство, которое я не могу описать – некая связь с прошлым. Я не смог бы найти подходящее слово ни на одном языке, чтобы описать это, и поэтому я спросил у Троя: “А мы не могли бы придумать какое-нибудь слово, которое бы это описывало?” Мне пришло в голову “yester” (от английского yesterday, yesteryear), а он сразу сказал “wynde”. “Yesterwynde” – это было превосходно. Я не знаю, какое у него значение. Просто оно кажется абсолютно подходящим. Пожалуй, это можно объяснить как чувство времени, истории, памяти и связи с прошлым поколением, у которого были свои жизни, свои взлеты и падения, и они больше не существуют, кроме как в форме атомом, разбросанных по всей вселенной. И мы тоже скоро окажемся в таком состоянии. Так что это должно дать вам пищу для размышлений».
Туомас также рассуждает об альбоме в целом: «Работа над “Yesterwynde” заняла больше времени, чем любая другая пластинка Nightwish. Она интенсивно продолжалась три с половиной года. Мое честолюбие стремительно выросло, и я просто не мог выпустить из рук творческий процесс, да и не хотел этого. На этом пусти альбом “Yesterwynde” становился для меня как опьяняющей одержимостью, так и утешительным пристанищем. Всем аспектам его производства – композициям, текстам, аранжировкам, обложке, видео, сведению и так далее – было уделено больше времени, чем когда-либо».
Тексты песен новой пластинки повествуют о воспоминаниях, смерти, гуманизме, времени и многом другом. Вновь говорит Холопайнен:
«Новый альбом является завершением трилогии, и в плане текстов он идет по стопами “Endless Forms Most Beautiful“ и “Human. :||: Nature.“. В то же время, “Yesterwynde” – это самый “ведомый“ альбом Nightwish. Наша музыка никогда не была столь ”жената” на текстах».
У лидера группы поначалу имелось некоторое беспокойство в отношении вокалистки: «У Флор как раз за месяц с небольшим родился второй ребенок, а мы вообще вместе ни разу не репетировали… То есть нервишки пошаливали, когда мы отправились в домашнюю студию Флор для записи вокала. И что в итоге произошло? Мы взяли на это 12 рабочих дней, и через шесть дней всё было изящно завершено. Подготовка Флор к этой работе – это было нечто экстремальное!»
Туомас ставит точку: «Мы осуществляли мастеринг семь раз, пока мы не достигли финиша – стопроцентное удовлетворение результатом! Когда пластинка, наконец, была готова, то трехлетнее вдохновляющее путешествие закончилось, и я чувствую себя очень, очень счастливым».
Пластинка “Yesterwynde” состоит из 12 номеров на 71 минуту. Одноименная с названием альбома открывашка занимает менее трех минут и представляет собой хоровые распевы с «легким» оркестром, симпатичным гитарным перебором и духовыми, тут у Флор совсем короткая вокальная партия. Далее следует самая длинная композиция ‘An Ocean Of Strange Islands’ релиза на девять с половиной минут, где Nightwish «вспоминают», что их всё еще относят к симфо-металу. Стремительный, резкий и относительно тяжелый трек с богатыми аранжировками и оркестровками. Достижения Флор под сомнение не поставишь, но за этой масштабностью почти исчезают неплохие, в общем-то, мелодические линии, словно Туомас постеснялся вывести их на первый план. Странное решение, но автору виднее. Впрочем, мы уже привыкли, что на альбомах Nightwish оркестра стало больше, чем самих Nightwish. И здесь предлагается практически мини-опера. Разумеется, со всем присущим драматизмом и кинематографичностью. Самым красивым моментом вышла концовка с инструментами Троя, и, хотя тут тоже явный кусочек саундтрека, но воспринимается данный пассаж совершенно иначе по сравнению с предыдущими темами композиции.
Трек ‘The Antikythera Mechanism’ почти на шесть минут отличается мрачной атмосферой и тревожной торжественностью. Оркестровки буквально бьют из динамиков, и в этой песне к выдающимся вокальным партиям Флор добавляется скромно и очень мягко звучащий чистый мужской вокал – вышло интересно, и это явная особая задумка Холопайнена (возможно, в связи с концепцией альбома). Тут есть и более тяжелые, метальные части, однако оркестр и хоры почти их нивелируют. В уже знакомом поклонникам группы треке ‘The Day Of…’, выходившем как сингл и видео, наблюдается некоторый уход в сторону попсы и слышны определенные намеки на Queen разных времен; имеется и детский хор. Турмас не сумел удержаться и поместил таки сюда в концовке оркестр, который немного смазал общее впечатление – хотя данную вещь никак не отнесешь к симфо-металу или вообще какому-либо металлу, вышла она в целом приятной.
Под номером пять получаем песню ‘Perfume Of The Timeless’, также выходившую синглом и клипом. Это еще одна продолжительная композиция – на восемь с небольшим минут. Оркестровки в начале трека кажутся бесконечными. Но через пару минут слушатель получает дозу симфо-метала с отличной работой Флор. Сия симфония немного напоминает прошлые времена группы, однако мелодия остается незапоминающейся – этим Туомас грешит уже давно. В концовке идет спокойный, тихий пассаж с чистым мужским вокалом. Композиция отличается множеством тем и подтем, но это опять оркестр и всё такое. Кому подобное нравится, будет очень доволен. Кому нет – сильно разочарован. Следующая вещь именуется ‘Sway’, и она стартует медленным, задумчивым, красивым перебором с вокальным дуэтом. Здесь налицо фолковые мотивы, а наложение вокалов выполнено очень искусно – записывались Трой и Флор, разумеется, отдельно. Метала тут не имеется, но звучит всё очень красиво. Холопайнен, естественно, впихнул оркестр с хорами и сюда, но они умудрились песню не испортить. Один из лучших треков пластинки, если отбросить тот факт, что Nightwish это типа симфо-метал.
Номер ‘The Children Of ‘Ata’ начинается с «тонганских» песнопений, после чего вступает Флор, и песня начинает набирать обороты – в динамике, напряжении, энергии. Здесь имеется определенный мейнстримовый налет чуть ли не в духе диско, благодаря которому мелодические линии вышли относительно неплохими. В припеве есть попытка симфо-метала, но вышло весьма спорно, как и подключенный – а как же – немногим позже оркестр, которого, правда, тут не очень много. Симпатичная и эффектная концовка, перекликающаяся с началом песни. Композиция ‘Something Whispered Follow Me’ на шесть с половиной минут интересна в стилистическом отношении. Тут заходы на территорию прог-рока и рока прошлого века с добавлением некоторой тяжести в гитарных партиях. Это полубаллада, в целом лирическая, хоть и не совсем мягкая. Партии Флор заслуживают только похвалы, мелодии тоже неплохие. В общем, получилось хорошо и мощно.
Далее идет вещь ‘Spider Silk’ на шесть с половиной минут. Тут Туомасу удалась структура композиции. Красивые и умелые переходы от почти амбиентных, спокойных пассажей к ярким и динамичным частям, напоминающим прежние работы Nightwish, когда еще к ним применяли понятие power metal. Классные струнные, отличный припев и множество других нюансов, включая чистый мужской вокал. хотя тут почему-то вспоминается Хиетала. Еще бы поменьше оркестровок, и было бы совсем замечательно (но это сугубо личное мнение). Интересная концовка, в которой слышится что-то джазовое. Следующий трек, тоже длящийся более шести минут, называется ‘Hiraeth’, и это валлийское слово, которое примерно можно перевести как тоску по давно потерянному времени или человеку плюс какая-то часть ностальгии. Мягкое акустическое начало с партией Троя; Флор на заднем плане, потом и она подключается. Получаем красивый и нежный вокальный дуэт, который в середине неожиданно разрывается мощным и ярким пассажем с некоторой – но недостаточной для многих – тяжестью; в этой песней хорошие, интересные мелодии. Но последние полторы минуты кажутся затянутыми, и эти оркестровки тут звучат совершенно лишними.
Пятиминутный трек ‘The Wave’ получился ритмичным, и в нем попеременно звучат отсылки к классической музыке и к симфо-металу. Однако опять складывается впечатление оперы. Хотя, ясное дело, Туомас без оркестра уже сочинять почти ничего не может. Вряд ли можно отнести эту вещь к лучшим на пластинке. А заканчивается альбом еще одной шестиминуткой ‘Lanternlight’. Спокойное начало под фортепиано с красивой партией Флор. Мягко звучат струнные, тихо льется мелодия, затем фортепиано становится чуть напряженнее, энергичнее; подсоединяется Трой на вокале. Неужели не будет оркестра? Мечтать не вредно. Однако соответствующие партии не давят и не доминируют, они практически остаются в тени, на заднем плане, что существенно добавляет воздуха в музыку. Достойная и удачная, хотя несколько грустная по настроению концовка.
Как и ожидалось, альбом “Yesterwynde” выпускается в самых разных вариантах. Кроме обычного «стекла», имеются двойные винилы с 16-страничным буклетом на любой цвет и вкус: черный, белый, темно-красный, кюрасао с черным «под мрамор» (1500 штук), черный с белыми «брызгами» (1000 штук), белый с голубыми «брызгами» и нашивкой с буквами YW (2000 штук). Также предлагаются: бокс-сет (1500 штук) с двойным красно-золотым (стандартная версия альбома) и двойным серебряным (оркестровая версия альбома) винилом и календарем на 2025 год, двойной лимитированный дигипак CD + Audio Blu-ray (на момент написания обзора первый пресс был распродан, а следующий ожидается 11 октября), где на втором кругляше альбом записан в формате Dolby Atmos & Hi Re Stereo, тройной лимитированный earbook с 28-страничным буклетом, где предлагаются стандартная, инструментальная и оркестровая версии альбома.
Lemmy Forever










