В октябре 1966 года гитарист Джефф Бек в разгар тура по США внезапно покинул английскую группу the Yardbirds. ”Мы проезжали 600 миль в день в автобусе, битком набитом людьми”, – вспоминает 71-летний Бек с горьким смехом. “А потом мы исполняли три песни. Я подумал: ”Нас раздавили”. 10 августа Бек, который в настоящее время гастролирует со своим героем блюза Бадди Гаем, отмечает свое 50–летие в качестве сольного исполнителя ретроспективным концертом в Hollywood Bowl в сопровождении оркестра. Он также отмечает эту веху новой книгой “BECK01” – щедрым, иллюстрированным отчетом о его двойной страсти к гитарам и реставрации старинных автомобилей – и политически заряженным новым альбомом “Loud Hailer”, который выходит 15 июля и записан с новыми соавторами: гитаристкой Кармен Ванденберг и певицей-автором текстов Рози Боунс. Бек также пишет автобиографию, которая, как он надеется, станет художественным фильмом.
“Веселье, которое я получил, должно быть видно на экране”, – настаивает гитарист ближе к концу нашего разговора для Rolling Stone, который состоялся во время репетиций тура в его давнем доме в сельской местности Сассекс под Лондоном и представлен здесь в расширенной версии. “Мне нравится мысль о том, что куча людей смеется над тем, над чем смеялся я. Потому что моя жизнь сюрреалистична, совершенно чокнутая”, – отмечает Бек со своим собственным искренним смехом, что он часто делает во время этого интервью. “Я должен ущипнуть себя за то, что я все еще жив”.
В последние годы вы много – и действительно хорошо – сотрудничали с женщинами: басистками Тэл Уилкенфельд и Рондой Смит, певицей Имельдой Мэй, а теперь Кармен и Рози. Что вам нравится в работе с женщинами, а не с мужчинами?
Для начала они выглядят лучше [смеется]. Я познакомился с Кармен на вечеринке по случаю дня рождения [барабанщика Queen Роджера Тейлора]. Кто-то сказал мне, что она была гитаристкой. Я не ожидал того, что услышал. Она сказала: “О, мне нравится Бадди Гай, Альберт Коллинз”. Я подумал: “Вау, это довольно круто для 23-летней… цыпочки. [Смеется]
Неужели женщины менее склонны к спорам, чем парни?
Нет, нет. Они создают определенную атмосферу. Это хорошо сбалансированная компания. Давайте не будем забывать, что у вас тоже есть самоуверенные женщины. Пока я босс, так тому и быть. Либо подчиняйся, либо убирайся [смеется].
В новых песнях, таких как “The Revolution Will Be Televised” и “Thugs Club”, присутствует неожиданный злободневный гнев. Вы помешаны на новостях?
Это недавнее явление. Сумасшедший образ жизни на гастролях не позволяет вам быть слишком модным, чтобы заниматься вещами так, как вам следовало бы. У меня была концепция для записи. И это было ежедневным делом. Я заходил в Интернет и находил что-то отвратительное, что происходило в мире. Я кормил Рози вибрацией, и она работала с ней.
Я захожу на YouTube. Я ищу ложь, и я ищу правду. Когда вы изучаете выражения лиц – политиков, комментаторов, – вы можете воспроизвести клип и увидеть морщины на их лицах. Я стал очень хорошо осознавать, как легко людям лгать.
Я показывал Рози, что я хотел сказать, и она спокойно сидела и писала. Первые пару дней она мне ничего не показывала. Затем она добавила направляющий вокал к одному из треков, который сразил меня наповал. Это было именно то, что я собирался сказать.
Звучит так, как будто мы действительно потратили некоторое время на работу над альбомом, но он собрался очень быстро. На создание песен ушло около двух недель, может быть, меньше. Все остальное было занято другими вещами. Основная часть альбома была написана примерно за три или четыре дня.
Одна песня “Scared for the Children”, сильно перекликается с Джими Хендриксом.
Это случайно вырвалось наружу. Это [песня Хендрикса] “Angel” – четыре ноты [напевает кусочек]. Спасения нет. Я никогда не любил Хендрикса больше, чем сейчас. Я слушал несколько превосходных вещей, которые никогда раньше не слышал, шоу в Королевском Альберт–холле [в 1969 году] – те же песни, что и “Red House”, но невероятную игру. С тех пор как я выучил аккорды к “Little Wing”, никто не может заставить меня замолчать.
Когда вы впервые увидели выступление Хендрикса?
Вероятно, это было одно из первых его выступлений [в Лондоне]. Это было в крошечном клубе на первом этаже в Квинсгейте, это был модный клуб – в основном девушки от 18 до 25 лет, все разодетые, в шляпках и все такое. Джими тогда еще не был известен. Он вышел, и я подумал: “О, Боже мой”. На нем была военная форма, а волосы торчали во все стороны. Они начали с песни [Боба Дилана] “Like a Rolling Stone”, и я подумал: “Ну, когда-то я был гитаристом”.
Вы хорошо узнали Хендрикса?
Так хорошо, как мог в те мимолетные мгновения. Когда Jeff Beck Group выступала на сцене [в Нью-Йорке в 1968 году], он был там почти каждый вечер. Какое развитие, когда он приходил со своей гитарой. Однажды ночью он сыграл на моей. У него не было своей гитары. В итоге я стал играть на басу. Есть фотография. Джими в кадре, [басист] Рон Вуд на заднем плане. Вы даже не увидите меня на фотографии.
Все, что я читал о вашем уходе из Yardbirds осенью 1966 года, говорит о том, что это было поспешное решение.
Так и было. Я устал болеть. Из-за всех этих изменений климата [во время тура] у меня перехватило горло. Это была адская боль в горле. Я не мог глотать. И миндалины продолжали изъязвляться. Я пригласил их в Лос-Анджелес, и они продолжили с Джимми [Пейджем].
Кроме того, мы были втянуты в это нелепое упакованное шоу. Если у вас не было хита, вы просто должны были делать то, что вам сказали. Джимми только что присоединился, так что для меня было небольшим ударом, когда я ушел. Я вернулся в Лос-Анджелес, и девушка, с которой я был, некоторое время присматривала за мной. Моя мама сказала: “Какого черта ты делаешь, остаешься?” Что ж, счастливо. [Смеется] Но у меня закончилось время на получение визы. Я получил телеграмму от правительства США, в которой говорилось: “Убирайтесь из страны”.
Были ли у вас какие-нибудь идеи о том, чем вы хотели бы заниматься дальше, как сольный исполнитель?
Внезапно ты становишься никем. Ты больше не Yardbird. Может быть, в паре мест в газетах было написано: “Джефф Бек ушел”. Но из-за того, что группа смогла продолжать [с Пейджем], это было почти так, как будто я был вычеркнут из нее. Я должен был найти Стюарта, и вот тогда все началось снова.
В “BECK01” есть фантастические фотографии группы Джеффа Бека с Вудом и Родом Стюартом. Вы пытались воссоединить эту группу?
Это самая большая комедия ошибок. Я вижу Вуди на многих рождественских вечеринках – у Мика Джаггера и некоторых наших друзей. Я сказал: “В августе следующего года открывается большая возможность”. Он сказал: “Вау, я скажу Роду”. Он сказал: “Род в восторге”. Проходят месяцы, и в тот вечер он играет в Вегасе [смеется].
Род действительно хотел сделать это в другой раз. Но я думаю, он просто хотел быстро записать альбом в выходные. Я хотел сделать значимый шаг вперед в блюз-роке. Но для него это заняло бы слишком много времени.
Что это с вами и певцами? Вы работали с такими великими людьми, как Род Стюарт и Мик Джаггер, но никогда надолго.
Я как-то сказал, что все певцы – заноза в заднице. Конечно, это не так. Но они не были центральными в концепции. Я хотел играть на гитаре. Кто-то однажды сказал мне: “Ваше шоу – это не рок-концерт. Это сольный концерт.” Но мне нравится, когда у меня есть вокалисты, с которыми я могу играть. Кто-то сказал, что это было похоже на игру [Гарольда] Пинтера, когда между Родом и гитарой установилось взаимопонимание. Это волнующе. С вокалистом вы являетесь частью концерта, а также и аудитории.
В вашей игре на гитаре всегда был живой вокал. Находите ли вы, что вы можете выразить на инструменте не так уж много?
Нет, особенно со Стратокастером. В тоне так много вариаций, особенно из-за баре whammy. Первоначально это предназначалось, возможно, для последнего аккорда песни [издает звук резинового аккорда и смеется]. Но Фендер мало что знал о том, что должно было произойти. Подпружиненный стержень стал частью меня. Это позволяет мне делать неограниченные изгибы, как у гитариста на педальной стали.
Но мне всегда нравилось играть мелодично. В противном случае там ничего нет, просто уродливый звук. Послушайте великих гитаристов пятидесятых. Они не делали эти виды отвратительного технического искажения. Они исполняли музыкальные композиции в качестве соло – Скотти Мур, Клифф Гэллап, Джанго Рейнхардт. Ни в одном из этих соло не было ни одной плохой ноты. Я выслушал это и остался верен этим правилам.
“BECK01” документирует вашу двойную жизнь в гитарах и классических автомобилях. Разве вы не беспокоитесь о том, что причините вред своим рукам, когда залезете под капот или шасси?
Я более опасен на кухне. Я резал морковь вдоль, и она откатилась влево. Нож скользнул вбок по моему пальцу. Мне больше не разрешают резать морковь. Измельчители – без проблем. Это моя вторая натура. Я взялся за не тот конец сварочного стержня, прожег дыры в руках. Я просто смиряюсь с этим. Я занимаюсь этим с 16 лет.
С чего вы начали?
Мой дядя обычно возил меня куда-нибудь по выходным на спортивной машине MG. Это был самый большой кайф – не так сильно зимой, потому что я замерз. Он отказался поднять крышку. Но когда тебе шесть или семь, тебе нужно закаляться. Если он ремонтировал двигатель, он говорил: “Хорошо, я нажимаю на эту пружину. Ты нажимаешь на эту пружину и вставляешь банку внутрь.” Когда я купил свою первую машину и она заглохла, я сразу понял, что делать.
Самое интересное началось, когда вы купили инструменты. Вы создаете коллекцию инструментов и испытываете чувство расширения прав и возможностей. Это экономит вам деньги, и вы получаете от этого удовольствие. Потом я занялся резкой и сваркой, и с этого все началось.
Это чисто механика автомобиля? Насколько вам нравится водить машину?
Когда я знаю, что она хорошо бегают, вот и все. Это немного печальный конец. Вот когда я закончу. Когда машина действительно хорошо управляется, я буду на ней ездить. Самое интересное – в сборке.
На новом альбоме, в песне “O.I.L. (Can’t Get Enough of That Sticky)”, вы на самом деле играете соло на масленке. Пожалуйста, объясните.
Это гитара, сделанная из масленки, металлической банки старого образца на 1 галлон. Она стояла в гримерке, когда я вернулся с концерта. Там не было ничего, кроме дивана, шкафчика с напитками, каких-то закусок и прямо посреди пола стояла эта масленка с горлышком. Я подумал: “О, Боже мой, это, должно быть, Билли Гиббонс [из ZZ Top]”. И, конечно же, в записке говорилось: “Наслаждайтесь. С любовью, BFG”. Я подумал: “Это играбельно?” Я подключил ее к сети, и она заиграла как по волшебству.
Это должно быть странно для парня, привыкшего к Стратам.
Гриф закреплен так, что, когда вы затягиваете струны, он не прогибается вперед. Она играет великолепно. Я настроил ее на обычный аккорд и сыграл на ней обычный слайд. Песня была о техасской нефти – мы там немного покопались [смеется].
Еще одна вещь, которую я заметил в вашей новой книге, – это письмо от великого джазового басиста Чарльза Мингуса. Он поздравлял вас с вашей версией его композиции “Goodbye Pork Pie Hat” [с альбома Бека “Wired” 1976 года]. Много ли у вас сохранилось памятных вещей из вашей карьеры?
К сожалению, я скопидом. И чем больше дом, тем больше вещей вы можете в него поместить. Это письмо – оно было у меня, и я знал, что хочу сохранить его. Я засунул его в фотоальбом, так что оно сохранилось. Но много других вещей, все эти фотографии и сокровища, вещи, которые что–то значат только для меня – они просто куда-то деваются. Например, я получил письмо от Барбары Стрейзанд.
Чего она хотела?
Я не могу вам сказать [смеется].
О, да ладно. Это должно быть хорошо.
Это было очень комплиментарно, очень мило.
Вы продолжаете регулярно гастролировать. Есть ли у вас проблемы со здоровьем? Эрик Клэптон недавно рассказал мне о проблемах с руками и спиной, которые могут повлиять на его гастрольную работу.
Я в отличной форме. У Эрика проблемы с нервами. Это звучит ужасно. Было бы так печально, если бы это повлияло на его игру. Я действительно растянул запястье, когда нес что-то тяжелое. И у меня больная спина. Пришлось оперировать нижнюю часть спины. Пока я время от времени отдыхаю – лежу ровно – со мной все в порядке. Но я продолжаю поднимать вещи.
Такие, как блоки цилиндров?
[Смеется] Да.P.S. Джефф Бек умер 10 января 2023 года от бактериального менингита.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- Джин Симмонс о важности визуальной составляющей в музыке - 09.12.2024
- За барабанную установку группы Iron Maiden сядет Саймон Доусо - 09.12.2024
- Нико Макбрэйн прекращает гастрольную деятельность - 09.12.2024
- Дэвид Эллефсон: «Рок в США мёртв» - 06.12.2024
- Джон Петруччи о туре DREAM THEATER: «Фанаты просто сходят с ума» - 06.12.2024