
«У нас не было коммерческих амбиций. Именно этот интровертный норвежский подход позволил нам создать то, чего не делал никто другой», – так вспоминал Исан о работе над альбомом, ставшим вехой. Знаковый дебют Emperor «In The Nightside Eclipse» – один из важнейших метал-альбомов 1990-х, который потряс основы блэк-метала.
(Материал подготовлен на основе интервью Криса Чантлера для Metal Hammer)
Дебютный полноформатный альбом Emperor «In The Nightside Eclipse» 1994 года был далеко не первым в блэк-метале, но мало какой другой оказал такое же влияние. В 2019 году фронтмен Исан и продюсер Эйрик «Пюттен» Хундвин вспоминали об альбоме, который взорвал сцену.
Агония ожидания: почему шедевр задержался
Хотя интернет утверждает, что «In The Nightside Eclipse» вышел 21 февраля 1994 года, те, кто застал те времена, помнят мучительные задержки, отодвигавшие выход долгожданного дебюта Emperor в течение всего года. Пластинка увидела свет лишь в середине декабря 1994-го – спустя 17 месяцев после записи «под седьмой полной луной 1993 года» (как указано в буклете) – в конце невероятно плодотворного года для набиравшего силу норвежского блэк-метала.
За то время, пока «Nightside» готовился к выходу, мир увидели «De Mysteriis Dom Sathanas» Mayhem, «Hvis Lyset Tar Oss» Burzum, «Transilvanian Hunger» Darkthrone, дебюты Gorgoroth и Dimmu Borgir, а также первые два альбома Enslaved и Satyricon. После того как Emperor – тогда еще подростки Исан (гитара/вокал/клавиши), Самот (гитара), Тхорт (бас) и Фауст (ударные) – подожгли андеграунд демо «Wrath Of The Tyrant» в 1992-м и одноименным EP в 93-м, им предстояло наверстать упущенное и оправдать огромные ожидания.
Продюсер альбома, Эйрик «Пюттен» Хундвин – уже ставший «своим» звукорежиссером норвежского блэк-метала после работы с Immortal, Burzum и Mayhem в Grieghallen Studios в Бергене – проверил свои оригинальные записи, чтобы помочь нам разобраться в причинах колоссальной задержки «Nightside». «Я просмотрел свои файлы с той сессии и могу подтвердить, что сведение было сложным, – заявляет Пюттен. – У нас был 16-дорожечный аналоговый мультитрек, к которому через SMPTE (устройство для чтения тайм-кода) был подключен компьютер Atari с MIDI-клавиатурами и звуковыми модулями, вероятно, также 8-дорожечный цифровой рекордер. Работа с такой установкой отнимает очень много времени. К тому же, все ожидали от конечного результата очень многого, и, соответственно, некоторые ремиксы песен добавляли времени».
Исан вспоминает, что «The Majesty Of The Night Sky» они пересводили «17 раз, прежде чем остались довольны». Как отмечает Пюттен, для молодой группы это были утомительные поездки: Grieghallen находится более чем в 200 милях к западу от родного города Emperor, Нутоддена, в норвежском регионе Телемарк. Пюттен подтверждает, что окончательный мастеринг был завершен 9 августа 1994 года, добавляя: «Примерно через две недели все финансовые вопросы были улажены. Если мои записи и память не подводят, это вполне приемлемый срок для оплаты счета!»
Тень тюрьмы и скандальной славы
Помимо кропотливых студийных проволочек, была и другая, более неортодоксальная причина задержки «Nightside». Вскоре после его записи трое из четырех участников Emperor оказались в тюрьме за различные преступления: Фауст – за убийство, Самот – за поджог, а Тхорт – за нападение.
Этот квартет мизантропических душ находился в темном сердце тревожного нового явления: норвежского блэк-металлического «Внутреннего Круга», неформального объединения единомышленников-музыкантов, чье бурное антисоциальное соперничество быстро вышло из-под контроля. За время между записью и выпуском «Nightside» гитарист Mayhem Евронимус был убит, а Граф Гришнак из Burzum заключен в тюрьму за это преступление, и норвежский блэк-метал превратился из причудливой культовой региональной микро-сцены в процветающее движение с международной печальной известностью.
Тем не менее, под всем этим давлением «Nightside» стал, возможно, венцом творения своей эпохи – головокружительным, преследующим, бурным шедевром, расширяющим границы композиции, мелодии и атмосферы, что делает его, пожалуй, самым далеко идущим артефактом ранних лет норвежского блэк-метала. Группа никогда не сомневалась в силе своего дебюта: «Это будет памятник в истории блэк-метала», – пообещал Самот в марте 94-го финскому фан-журналу с отличным названием «Pure Fucking Hell».
Дух Норвегии и фэнтезийные миры
Для гитариста это было напряженное время: помимо Emperor, шестиструнка Самота звучала на релизах Arcturus, Satyricon и Gorgoroth, а также он записывал бас для Burzum. «Это Самот поддерживал все связи, а я просто был рядом!» – признается Исан, вспоминая «семейственность» норвежской сцены тех ранних дней. «В то время в экстремальном метале доминировали шведские и американские группы, так что, возможно, поскольку мы все много тусовались, ходили на концерты, сформировалась норвежская идентичность. Это лучше соответствовало нашему окружению. «In The Nightside Eclipse» во многом был вдохновлен описаниями мест, очень похожих на нашу природу Телемарка».
Драматическое воплощение места на альбоме было подчеркнуто его разворотной обложкой: лунная панорама Кристиана «Некролорда» Волина раскрывалась, являя великолепную 24-дюймовую фотографию горного лесистого фьорда. MTV приезжали домой к Исану для интервью в 94-м, снимая облаченного в черное юношу, бродящего среди хвойных деревьев, задумчиво созерцающего водопады и размышляющего о «ветрах, дождях… пустошах, пустоте, тишине…» Гораздо больше, чем Сатана, объединяющей сущностью и мотивирующим импульсом «Nightside» является таинственный, суровый ландшафт родины Emperor – хотя и населенный весьма неестественными существами.
«У нас была сильная потребность в самовыражении, поэтому было легко направить ее в фэнтезийные образы и грандиозные звуки, – вспоминает Исан. – Нас так же вдохновляли саундтреки к большим фэнтезийным фильмам. Мы начали с некоторой эпичности на первом EP Emperor, но стало совершенно очевидно, что мы хотим сделать что-то просто из ряда вон выходящее».
Уникальный звук и гордость за результат
В этом помогал продакшн Пюттена на «Nightside» – гнетущая какофония колючих гитар, барабанов-блицкригов и триумфальных синтезаторных пассажей, насыщенная апокалиптическими звуковыми эффектами. Звучание альбома с первого дня поляризовало мнения: одних оттолкнула резкая, своенравная звуковая метель, других же мощно погрузило в ее таинственные объятия.
«Ааа, это сложный вопрос, – замечает Пюттен, когда его спрашивают, как изменилась его оценка готового продукта за эти годы. – Столько времени ушло на работу над продакшеном, столько часов в студии, столько прослушиваний песен, столько попыток сделать музыку правильно, я могу продолжать… Должен признаться, первым моим чувством было облегчение! Но когда усталость прошла, я никогда не думал: «О, если бы я только сделал то-то и то-то иначе…» Я думаю, какими бы словами ни описывали этот продакшн, это запечатленный звук, обладающий непреходящим качеством. Я очень горжусь тем, чего мы все достигли».
Чистота замысла и наследие
Собственная оценка Исана еще более трогательна и проникновенна. «Я думаю, дело в его чистоте», – размышляет фронтмен, пытаясь понять, почему дебют Emperor так вне времени. «У нас не было коммерческих амбиций; их и быть не могло. Звучит романтично, но вся эта музыка была создана исключительно из художественных побуждений, этот тотальный, интровертный, норвежский подход «держать все при себе» – вот что позволило нам создать то, чего не делал никто другой».
«Я всегда оглядываюсь на альбомы и думаю: «Ах, я мог бы это изменить», но потом ты переходишь эту черту, он становится таким старым, что ты просто ценишь его как отражение того, кем ты был в тот момент. И это было не просто 25 лет назад, это почти как другая жизнь, когда ты, по сути, был ребенком. Я оглядываюсь назад и думаю: «Какая огромная привилегия – иметь возможность так глубоко посвящать столько времени и внимания этой штуке под названием музыка, которую я так люблю». Все то время заложило основу для того, чтобы я мог заниматься этим 25 лет. Какая удача! Почти парадоксально быть таким благодарным блэк-металу, учитывая всю его злобность…»










