
Консервативный британский лейбл Decca решил “стать модным” и запустил дочернюю компанию Deram. Так открылись двери для психоделии и прогрессив-рока, а мир узнал о легендах вроде The Moody Blues, Caravan и Procol Harum. Музыканты Пай Хастингс, Дэви О’Лист и продюсер Дэвид Хичкок вспоминают те золотые годы.
Рождение “модного” лейбла для “продвинутых людей”
“Модный лейбл для классных людей” — таким слоганом журнал Melody Maker анонсировал запуск Deram Records в сентябре 1966 года. Это был дочерний проект гиганта Decca Records, компании с богатой историей с 1929 года, известной джазовыми и классическими записями, но с несколько старомодным имиджем.
Decca уже работали с The Rolling Stones и Марком Боланом (а скоро должны были подписать Боуи), но упустили The Beatles. В их каталоге соседствовали Вэл Дуникан и оркестр Мантовани. На фоне бушующего Свингующего Лондона им нужен был свой кусок пирога на молодежном рынке.
Идею Deram воплотили исполнительный директор Decca Тони Холл и глава A&R (артисты и репертуар) Хью Мендл. Название взяли у старой торговой марки керамического картриджа для проигрывателя. Холл обещал, что Deram будет сочетать “энтузиазм независимого лейбла с мощью и продвижением мейджор-компании”.
Новые лица и странное распределение
Чтобы попасть в целевую аудиторию, Мендл искал молодых сотрудников в A&R. В 1967 году он нанял юного Дэвида Хичкока на должность “координатора обложек”. Хичкок вспоминает, что Decca тогда подписывали “всех подряд”. “Я встречался с Хью, рассказывал о группах, которые видел в клубах вроде UFO,” — говорит он. — “Позиция Хью была: ‘окружи себя яркими людьми и дай им право на ошибку’. Мы ошибались, но иногда находили золото”.
Хотя Deram позиционировался как крутой филиал, его первые релизы часто включали легкую музыку (easy-listening), а некоторые модные группы выходили на основной Decca. “Распределение было очень странным,” — отмечает Хичкок. — “Альбом Caravan If I Could Do It All Over Again I’d Do It All Over You вышел на Decca, потом их перевели на Deram, а позже вернули обратно. Понятия не имею, почему”.
Психоделия, оригинальность и первые шаги звезд
Приход психоделии заставил многие британские группы отказаться от каверов и американского влияния, обратившись к собственному наследию. Некоторые ударились в причудливость: Curiosity Shoppe играли с образами старой Англии, Tinkerbells Fairydust (записавшие раннюю песню Джеффа Линна) выбрали откровенно “милое” название, а The Fire (с гитаристом Дэйвом Ламбертом, позже в Strawbs) пели о “карамельно-ирисочном мире” детства.
Гитарист-подросток Дэви О’Лист переименовал свою кавер-группу The Soul System в The Attack в конце 1966-го. Они казались идеальными кандидатами для Deram, но подписали контракт с Decca в 1967-м. “У меня была четкая идея — оригинальный британский рок, такого раньше не делали,” — говорит О’Лист. — “Я продвигал нас как мод-группу, это было модно. Нас сразу подписал менеджер Small Faces Дон Арден, вместе с The Move. У него была сделка с Decca”.
Арден имел грозную репутацию, но такие договоренности менеджеров с лейблами были не редкостью. The Attack выпустили сингл Hi Ho Silver Lining в марте 1967, но он провалился из-за одновременного выхода версии Джеффа Бека. На обратной стороне была более жесткая, прото-психоделическая Any More Than I Do. “Я хотел более рокового звука,” — вспоминает О’Лист.
Но уже через месяц он ушел. Эндрю Луг Олдэм предложил ему хорошие деньги за работу в аккомпанирующей группе соул-певицы Пи Пи Арнольд вместе с Китом Эмерсоном, Ли Джексоном и барабанщиком Иэном Хейгом. Арнольд разрешила им играть собственный сет на разогреве, и так родилась группа The Nice.
Прорыв The Moody Blues и рождение продюсера
Альбом The Moody Blues Days Of Future Passed, выпущенный на Deram в ноябре 1967 года, стал одним из первых крупных успехов лейбла. Изначально директор A&R Дик Роу предложил группе записать кавер на Somewhere Over The Rainbow, что было встречено без энтузиазма. Но затем им предложили записать альбом для демонстрации стереосистемы Deramic Sound System, использовавшей перекрестное эхо на струнных для создания широкой звуковой панорамы.
“Они ухватились за эту возможность,” — рассказывает Хичкок. — “Они хотели сделать концептуальный альбом, как многие после Sgt Pepper. Но для Deramic Sound System нужны были струнные, так что они согласились на аккомпанемент Лондонского Фестивального Оркестра”.
В 1969 году Хичкок подумывал уйти в RCA, но Мендл предложил ему остаться и стать продюсером. “Я сказал, что никогда не был в студии и не занимался записью. Он ответил: ‘Неважно, для этого есть инженеры’. Для определенного стиля продюсирования он был абсолютно прав. Ты говоришь: ‘Я хочу услышать вот это’, и инженер воплощает это в жизнь, как оператор для режиссера. Моя задача была показать группе возможности, подходящие их музыке, и представить их на записи максимально захватывающе”.
После коммерческого успеха The Moodies получили в свое распоряжение Студию 1 и полную свободу действий. Гитарист Джастин Хейворд вспоминал встречу с председателем Decca сэром Эдвардом Льюисом: “Он сказал: ‘Я не знаю, что вы делаете, но это чертовски хорошо, так что продолжайте’. Мы спросили: ‘Значит, никто не будет вмешиваться?’ Он ответил: ‘Абсолютно. Просто идите и делайте, что хотите'”.
Студийный конвейер и рождение прог-гигантов
Decca и Deram выпускали много музыки, так как имели собственные студии в Вест-Хэмпстеде (Лондон), что было дешевле коммерческих. Как отмечает Хичкок, лишь 3-5% записей приносят серьезные деньги, 90% — ничего, но никто не знает заранее, что выстрелит.
На этом “конвейере” появились The Syn (предтеча Yes), Procol Harum из Саутенда и трио Giles, Giles And Fripp из Борнмута, выпустившее на Deram в 1968-м альбом The Cheerful Insanity Of Giles, Giles And Fripp. Эта группа позже превратилась в серьезнейших King Crimson, но тогда исполняла эксцентричные песни и выглядела как комедийный коллектив — корчащие рожи деревенщины в галстуках и твидовых пиджаках, а гитарист Роберт Фрипп носил накладную лысину.
“Это должно было быть несуразно и абсурдно, но так мы выражали себя,” — говорит Майкл Джайлз. — “Мы не хотели этих позерских поп-фото. Я пару месяцев пробовал хиппи-стиль — кафтан, клеши — это казалось фальшью. Так что я вернулся к своей английскости, плевать на остальных”.
Эксперименты со временем и продюсерский подход Хичкока
Прогрессив-рок вырастал из психоделии. Типичный пример — группа Egg (Дэйв Стюарт — клавиши, Клайв Брукс — ударные, Монт Кэмпбелл — бас, вокал), выпустившая на Deram сингл Seven Is A Jolly Good Time в августе 1969. Это был один из немногих шуточных прог-синглов, эдакий гид для “чайников” по музыкальным размерам с запоминающимся припевом. Однако, “хитом он стать не мог,” — говорит Кэмпбелл. — “Песня могла быть очень хорошей, но была слишком плохо записана”.
Egg выпустили на Deram два альбома — Egg (1970) и The Polite Force (1971), полные сложных размеров. Кэмпбелл, классически обученный валторнист, признается: “Я был слишком образован музыкально, чтобы быть рок-музыкантом”. Их амбиции привели к 20-минутной “Симфонии №2”. Когда друг отправил копию The Polite Force американскому композитору Аарону Копленду, Кэмпбелл получил укол самолюбию: “Он сказал, что мы ‘помешаны на счете’. Я годами не мог это пережить! Но он был прав”.
Дэвид Хичкок тесно сотрудничал с Caravan, подписав их и спродюсировав альбомы от In The Land Of Grey And Pink (1971) до Blind Dog At St. Dunstans (1976). Он предлагал изменения в структуре песен для Girls Who Grow Plump In The Night и заинтересовал их необычными размерами, ставя им альбомы джазового трубача Дона Эллиса (писавшего в размерах 19/8 и 27/16).
“Дэвид идеально подходил нам, и нам очень повезло, что он выбрал нас для Decca, где артистам давали столько свободы для экспериментов,” — говорит гитарист и вокалист Пай Хастингс. — “Он рано понял, что сработает. Он был не только блестящим продюсером, но и видел, что нас может тянуть в разные стороны, и тонко направлял проект”.
“Я всегда показывал новые песни Дэвиду, чтобы узнать его мнение перед записью. Это спасало от неловкости, когда ты приносишь полную чушь — а такое бывало у всех, поверьте”.
Camel также записывались для Deram и Decca, Хичкок продюсировал их альбомы Mirage (1974) и The Snow Goose (1975). “На The Snow Goose нам нужен был повторяющийся гитарный мотив [для трека Preparation],” — вспоминает он. — “Мы записали 10-метровую закольцованную пленку, протянув ее по всей контрольной комнате, а затем перенесли на многодорожечник. Энди Латимер мог бы сыграть это три минуты, но ощущения были бы не те”.
Работа была сложной: Латимер и клавишник Питер Барденс постоянно спорили, группа была недовольна звуком ударных и необходимостью накладывать клавиши и гитары для разделения инструментов. “Казалось, альбом был проклят, и мы решили все стереть и перезаписать в Island Studios,” — говорит Хичкок.
Те, кто не взлетел, и философия лейбла
Примерами тех 90% групп, что не добились успеха, но были спродюсированы Хичкоком, являются Walrus, Aardvark и Satisfaction (“Одна из лучших духовых секций в истории”). Он с теплотой вспоминает Mellow Candle, чей альбом Swaddling Songs (1972) сейчас считается утерянной классикой фолк-рока. East Of Eden, перешедшие от психоделии к прогрессиву, остались почти незамеченными, за исключением случайного хита 1970 года Jig-a-Jig, который изначально играли на бис.
Ник Мейсон из Pink Floyd продюсировал одну из самых амбициозных групп Deram — Principal Edwards Magic Theatre, использовавшую на сцене танцоров и театральные элементы. Гитарист Рут Картрайт хотел “расширить рок-музыку и сделать жизнь интереснее”. Начав на лейбле Джона Пила Dandelion, они (уже как Principal Edwards) записали два сингла и последний альбом Round One для Deram в 1973-74 годах. Однако удержаться на плаву финансово было невозможно. “Мы пытались делать полноценное шоу, как Genesis или Pink Floyd, но с бюджетом в тысячу раз меньше,” — вспоминает Картрайт.
Наследие Deram
К середине 70-х расцвет Deram подошел к концу. Но вместе с Decca они дали шанс одним из самых изобретательных, оригинальных и эксцентричных талантов психоделической и прогрессивной эры. Их философию лучше всего выражает ответ Хью Мендла на вопрос Хичкока, почему он выпускает пластинки высоко ценимого британского саксофониста Джона Сермана, хотя они вряд ли будут продаваться.
“Хью сказал: ‘Дело не в этом. Мы можем это делать, мы должны это делать, поэтому мы это делаем. Возможно, это не коммерчески выгодно сегодня или в будущем, но важно, чтобы искусство было сохранено'”.

Владимир Чуев

Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- Группа «Пикник» запишет два трека в легендарном составе - 16.05.2025
- Барабанщик RAMMSTEIN о своей игре: «Самое главное — не злить вокалиста» - 12.05.2025
- У гитариста KING CRIMSON случился сердечный приступ - 12.05.2025
- Песня «LED ZEPPELIN», за которую Роберт Плант заплатил радиостанции 10 000 долларов, чтобы они перестали проигрывать её в эфире - 12.05.2025
- Керри Кинг о вероятности включения SLAYER в Зал славы рок-н-ролла - 12.05.2025